Архимандрит Тихон (Шевкунов) и отец Николай (Гурьянов) об ИНН
Выступление на радиостанции «Радонеж» 29.01.01
[Отец Николай] ответил так, как Господь ему положил на сердце. И не зря дважды отец Николай настойчиво возвращал меня к трезвению — он говорит: а что, этот номер, заставляет нас пьянствовать, убивать, воровать? Наверное, потому что грядущая печать антихриста в первую очередь освободит нас от различения греха и праведности. Познание добра и зла, которое без благословения Божия начато нашими прародителями, дойдет в последние времена до полного стирания границ между добром и злом. Люди под действием этой печати будут радуясь совершать самые страшные беззакония…
Ведущий:
Сегодня мы продолжаем тему, которая в последнее время обсуждается в православной среде особенно остро, — тему ИНН. Часто, когда при ее обсуждении приводятся логические аргументы, люди начинают ссылаться на мнения старцев, которые они где-то читали или от кого-то слышали. Ссылаются на мнение отца Николая Гурьянова, который подвизается на острове Залит, на мнение отца Иоанна (Крестьянкина), мнение отца Кирилла (Павлова) и других почитаемых старцев, опытных духовников, которые сегодня, слава Богу, окормляют русскую православную паству. Порой приводятся даже письма или заявления, подписанные или благословленные (как утверждают их распространители) кем-то из упомянутых духовников. Подобные дискуссии вместо ожидаемого умиротворения приносят все большее разделение и соблазн в церковный народ. О своей поездке в Псковскую епархию сегодня расскажет архимандрит Тихон (Шевкунов).
Архимандрит Тихон:
В начале января мне позвонил мой духовник, отец Иоанн (Крестьянкин). Он был крайне встревожен той ситуацией, которая складывается сегодня вокруг вопроса об ИНН. Каждый день к нему приходят десятки, а то и сотни (!) писем с криками боли о том, что же делать православным христианам, запуганным листовками и брошюрами, где утверждается, будто ИНН — печать антихриста или, как минимум, невозвратный шаг к принятию этой печати.
Отец Иоанн благословил меня приехать после праздника Крещения в Псково-Печерский монастырь, а также благословил на то, чего я лично от него никогда не слышал. Батюшка благословил взять видеокамеру, снять его прямо в келье, когда он будет рассказывать о той духовной ситуации, которая складывается сейчас в России, и о своем отношении к тому, что происходит вокруг споров о принятии ИНН. Это действительно было совершенно необычно, потому что, кажется, только в 85 году мне удалось немного поснимать его в келье. А потом, когда мы просили его ответить на вопросы перед видеокамерой или даже перед магнитофоном, он категорически возражал. А тут он сам сказал: возьми благословение у Святейшего, приезжай с видеокамерой, и засними все, что я скажу, это очень важно. Святейший благословил эту поездку, ему понравилась идея — собрать мнения самых выдающихся русских духовников: отца Иоанна, отца Николая, отца Кирилла, отца Наума — для того, чтобы Богословская комиссия, которая будет обсуждать эту проблему, имела возможность выслушать их мнение.
Конечно, отец Иоанн очень встревожен ситуацией. Еще до поездки в телефонном разговоре отец Иоанн сказал, что развернутая сейчас кампания — «это не борьба против ИНН, а борьба против Церкви». Это утверждение может кому-то показаться преувеличением, но оно высказано отцом Иоанном совершенно осмысленно.
Вот подтверждение: 23 сентября к архимандриту Иоанну приезжал один молодой иеромонах, представитель некой группы из Москвы, с настойчивым предложением возглавить движение против ИНН. Батюшка не принимал этого иеромонаха, но прочитал его письмо, в котором, по словам отца Иоанна, досталось «и Синоду, и Патриарху, и всем». На это письмо (где батюшке предлагалось возглавить движение по сопротивлению принятию ИНН) о. Иоанн ответил следующей запиской: «Дорогой отец N.! В кампании, предлагаемой вами, я участвовать не буду. Сам дух подобной деятельности — где много самости, шума и надежды не на Бога, а на человека, да еще с критиканством Священноначалия Церкви, которые ключом бьет в ваших высказываниях, — воспрещает мне это. Я уже видел подобное в действиях и духе обновленцев, воинствующих на тишайшего Патриарха Тихона. А фактически — на Самого Господа и Его Церковь. Письмо, которое вам так не понравилось (имеется ввиду письмо архим. Иоанна об ИНН, опубликованное на сайте «Православие.Ru». — а.Т.), — не подлог, оно написано мной частному лицу, но волей Божией получило огласку независимо от меня, а значит так надо. Простите великодушно, предлагаемые вами методы мне не по духу. Архимандрит Иоанн».
Так получилось, что в это же время мне позвонили с острова Залит, и протоиерей Николай Гурьянов также благословил меня приехать — по совершенно другому поводу, в связи с последними событиями на острове. А события эти таковы: несколько дней до звонка отца Николая допрашивала прокуратура по заявлению о том, что он лишен свободы передвижения и подвергается насилию.
Здесь я хотел бы сказать несколько слов лично от себя. Прошу простить меня, но более возмутительного и безжалостного отношения к старцам со стороны их яростных почитателей даже трудно себе представить.
Летом нынешнего года, о. Иоанн (Крестьянкин) два месяца молился в уединении на одном из деревенских приходов в Эстонии, как он это делает уже несколько десятков лет. Никто из его духовных детей даже не дерзает в это время беспокоить его. Но вот один из священноиноков, довольно высокого сана, без благословения батюшки прибыл в Эстонию и стал домогаться встречи с ним. Ему объяснили, что о. Иоанн не принимает никого, тем более, что вопрос мог вполне подождать. В ответ на это люди, преданные духовные дети старца, были названы гебистами, предателями православия, лишающими православный народ общения со старцем. Поскольку подобные обвинения келейники отца Иоанна слышали не раз, то они даже не обратили на это внимания. Но каков же был их ужас, когда в их домик ворвались детины из эстонской полиции, учинили форменный допрос, потом вломились в келью старца, который спал в этот час с тем, чтобы «освободить его» и передать письмо от приехавшего священника…
Отцу Иоанну больше девяноста лет! Его не раз арестовывали. Ему это как бы не впервой, и он рассказывал потом об этом случае с улыбкой. Но все же… После этого «ареста-освобождения» у него был микроинсульт, и два дня все трепетали за его жизнь.
Почти 20 лет назад, когда я впервые попал к отцу Николаю на остров, у него не было ни келейниц, ни охраны. Да и ездили к нему тогда немногие. Нанять лодку стоило три-пять рублей. Потом, к концу восьмидесятых, когда к батюшке стали наведываться состоятельные богомольцы, лодочники стали ломить аж по 25 рублей. И простой бабульке из Пскова, всю жизнь окормлявшейся у старца, добраться до него стало труднехонько. Потом, когда батюшке исполнилось, кажется, 82 года, появилась мать Валентина. Потом Татьяна. Они ухаживали за отцом Николаем, готовили ему.
В столице начался странный паломнический бум на остров. Я ни в коем случае не хочу хоть в чем-то упрекнуть тех, кто стремится к старцу: это благодатный подвижник, и для всякого православного великое счастье повидать его и тем более получить благословение. Иногда благословение на всю жизнь. Так случилось и со мной. Именно о. Николай предсказал мне монашеский путь и благословил на него, когда я даже и не помышлял о монашестве.
Но в последние годы происходит иное. Объявления «Предлагается коллективная поездка в Псков, Псково-Печерский монастырь и на остров к о. Николаю» не редкость в православных газетах. Одни зарабатывают на этом огромные деньги, другие порой просто не понимают, что о. Николай (а он старше о. Иоанна на год) физически не может всех принять. А в день к нему порой приезжало более пятисот человек!
Потом пошел поток писем в Патриархию, что отца Николая не допускают до народа, что его держат взаперти, что его келейницы мучают его. Дважды по благословению Святейшего Патриарха, который более сорока лет знает о. Николая, мы ездили на остров специально, чтобы разбираться с этой ситуацией. Мы — это одна из старейших и доверенных духовных дочерей о. Николая игуменья Георгия, настоятельница Горенского монастыря в Иерусалиме, и его столь же давняя духовная дочь игуменья Филарета (обе знают о. Николая лет по пятьдесят). С ними сподобился быть и я. Мы вывели всех из кельи старца и попросили его сказать, правда ли все то, что пишут о притеснениях? Мы предложили ему на выбор: или убрать нынешних келейниц и заменить монахами Псково-Печерского монастыря, или перевести старца в монастырь, где за ним будет самый внимательный уход, или сделать все то, что он сам скажет. Ответ был таким: о.Николай умолял ничего не трогать и не менять в его жизни.
А вот запись нашей последней беседы с отцом Николаем.
О. Тихон:
— Появились статьи в газетах: пишут, что Вас ущемляют, не дают Вам с людьми общаться. Это правда?
О. Николай:
— Почему не дают? Это неправда.
О. Тихон:
— Пишут, что келейницы Ваши: монахиня Михаила и монахиня Николая — очень плохо к Вам относятся, что Вы их не любите и хотели бы их выгнать…
О. Николай:
— Нет, нет, все хорошо.
О. Тихон:
— Но пишут уже не первый год…
О. Николай:
— Это бесы пишут. Сатана пишет. Ай-яй-яй!.. Ведь они монахини! Разве можно на монахинь так говорить?
О. Тихон:
— Пишут, что устроили для Вас тюрьму…
О. Николай:
— Какое вранье. Бедненькие, они терпят… Вражье вранье. Кресту Твоему поклоняюся, Владыко, и святое Воскресение Твое пою и славлю. «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя…»
О. Тихон:
— Батюшка, еще такой вопрос: к Вам за Вашу жизнь приходили тысячи людей, Вы всматривались внимательно в их души. Скажите, что Вас больше всего беспокоит в душах современных людей — какой грех, какая страсть? Что для нас сейчас наиболее опасно?
О. Николай:
— Безверие. Это страшно.
О. Тихон:
— Даже у христиан?
О. Николай:
— Да, даже, у православных христиан. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец.
Вот такой разговор был у нас с отцом Николаем. Мы были у него с отцом Валерианом Кречетовым, который постоянно ездит к отцу Николаю (по выбору самого старца) и является его настоящим послушником. В упомянутых статьях досталось и отцу Валериану, на которого было вылито много грязи. Хотя сам отец Николай говорит, что он хочет исповедаться именно у отца Валериана. Что мы тут можем сделать, как мы можем наставлять старца? Нет, создаются целые комитеты, чтобы учить старца, как спасаться и как вести подвижническую жизнь…
Могу сказать, что у меня лично множество претензий к нраву матушки Валентины, келейницы о. Николая, но это искренне любящий его человек — и это дело старца, кого он допускает помогать ему. И когда говорят, что старец-де не может избавиться от них, или запуган, или нечто подобное, то это все просто смехотворно. Такие люди, как о. Иоанн и о. Николай, никогда не потерпят насилия над своей душой или принуждения от кого бы то ни было. Кто не понимает этого, тот просто не знает их.
Милость Божия, что они живы, молятся о нас, и в недоуменных случаях мы еще можем обратиться к ним. Но повторю: им уже за девяносто. «Аще же в силах — осемьдесят лет», а тут жизнь уже выше обычных человеческих сил.
Помню картину: Псково-Печерский монастырь. Осень. Отец Иоанн в сопровождении отца эконома иеромонаха Филарета почти бежит из храма в келейный корпус. Отец Иоанн закрывает лицо шарфом, а эконом просто грубо, что есть силы, протаскивает его через толпу паломников. Старец благословляет всех лишь общим благословением, и отец Филарет пропихивает его за дверь. У оставшихся — ропот, досада, возмущение. А ведь всем не объяснишь, (хотя пытаются объяснить), что если о. Иоанн постоит на улице хотя бы три минуты — простуда, бронхит, а то и воспаление легких обеспечены. Отец Иоанн несколько лет назад разослал всем своим духовным детям письмо с извинениями о своей немощи, о том, что он молится за всех, но по возрасту своему уже не может принимать, как раньше, и даже отвечать на все письма. Но молиться будет с еще большим усердием. Большинство любящих отца Иоанна поняли и смирились с новой ситуацией. Но многие не смогли. Пошли жалобы Патриарху, комиссии… Порой клевета… Когда из Москвы пришло предложение заменить о. Филарета, многолетнего житейского опекуна батюшки, на кого-то другого, о. Иоанн категорически возразил. Он сказал, что будет просто вынужден больше не выходить из кельи. Да и как менять человека, который и предан тебе, и знает все твои привычки, и понимает с полуслова?
Скажу проще: если бы не Валентина и Татьяна (ныне монахини Михаила и Николая) у о. Николая, если бы не о. Филарет и Татьяна Сергеевна у о. Иоанна, если бы не о. Агафодор и Наталья у о. Кирилла, то мы бы лишились старцев в считанные месяцы. И старцы сами знают, кого они выбрали в помощники и благословили на неблагодарный, тяжкий крест непонимания, раздражения, а то и зависти.
Перед поездкой на остров, 13 января я по благословению о. Иоанна побывал в Переделкино у архимандрита Кирилла (Павлова). (Замечу, что все сплетни о его заточении в Лавре, Переделкино, больнице, о его отстранении от послушания лаврского духовника и т.д. и т.п. — не просто сплетни и бред, а сознательная смута.) Могу сказать, что отец Кирилл благословил меня на некоторые конкретные действия в отношении ИНН. В частности, по его благословению, и, конечно же, по благословению Святейшего Патриарха, я встретился с министром по налогам и сборам Г.И. Букаевым. Мы пришли к договоренности о том, что в ближайшее время начнут действовать следующие правила (конечно, это пока предварительная договоренность, окончательно все выяснится после встречи Святейшего с Г.И.Букаевым на нынешней неделе):
- будет отменено анкетирование при получении ИНН;
- всем, кто по религиозным соображениям не хочет принимать ИНН, такая возможность будет предоставлена: гражданин уведомляет о своем отказе налоговые органы, и с него взимаются налоги по ранее действующей схеме;
- будет запрещено всякое принуждение к принятию ИНН, а чиновники, допускающие подобные действия, будут привлекаться к серьезной административной ответственности.
Бог даст, если все произойдет так, как задумано, то это положит конец опасным нестроениям. Тогда же, 13 января, отец Кирилл благословил меня получить ответы на несколько вопросов, причем с документальным подтверждением. Батюшка просил узнать, есть ли в ИНН число 666, остаются ли номера после смерти человека, присваиваются ли номера детям и пенсионерам. На все эти вопросы в ближайшее время отцу Кириллу будут представлены точные исчерпывающие и документальные ответы. Но главным образом отец Кирилл высказал обеспокоенность тем, что ИНН становится новым именем человека и что через устанавливается грядущий тотальный миропорядок. Действительно, налоговый номер строго индивидуален, но в министерстве по налогам и сборам мне сказали, что все же возможны случаи его изменения, во всяком случае, если это так, в ближайшее время мы получим документальные разъяснения и по этому вопросу. Правда, честно говоря, я не совсем понимаю: ведь в бытовых нуждах или, и уж тем более, когда мы приступаем к Таинствам, мы пользуемся своим именем, а не каким бы то ни было номером… Но, решать эти вопросы — прерогатива духовников, главное для нас — собрать объективную информацию (я подчеркиваю: объективную) и предоставить им. И объективно запечатлеть мнения старцев, мнения духовников на эту тему.
о. Николай Гурьянов и о. Валериан Кречетов
Сейчас вы услышите мнение отца Николая. Множество было слухов, статей, сообщений с самыми разными утверждениями относительно его отношения к ИНН. Одни говорили, что он категорически запрещает принимать ИНН, другие, что разрешает… Но вот послушайте, что отвечает отец Николай на мои вопросы (видеозапись будет показана в передаче «Русский дом»). Предварительно я несколько раз по его просьбе прочел ему письмо Патриарха, где Святейший описывает сложившуюся ситуацию и просит откровенно сказать свое мнение — каким бы оно ни было — относительно ИНН.
О. Тихон:
— Отец Иоанн говорит: сами номер просить не будем, вот этот ИНН, если дают — не отказываемся. Отец Кирилл говорит: я лично брать не буду, а остальные — как по совести. А Вы что скажете?
О.Николай:
— Что это?
О.Тихон:
— По поводу этого индивидуального номера, о котором сейчас все спорят.
О. Николай:
— А какой это номер? Что это такое?
О. Тихон:
— Это налоговый номер, который дается каждому человеку сейчас.
О. Николай:
— Ах, вот как?..
О. Тихон:
— О котором пишет Святейший. Одни говорят, что это печать антихриста… Вот Святейший-то написал Вам… Святейший говорит, что это не печать антихриста…
О. Николай:
— Нет, нет, нет, нет.
О Тихон:
— Что — нет?
О. Николай:
— Это не печать антихриста.
О. Тихон:
— А как к этому относиться?
О. Николай:
— Относиться надо — так как надо: Что требуется исполнять, надо исполнять законно.
О. Тихон:
— Опасности для души в этом Вы не видите?
О. Николай:
— Нет. Пьянствовать, лениться, не трудиться — вот это грех. Это не надо. А что надо — работать.
В разговор вступает матушка Валентина (неразборчиво).
О. Тихон:
— Матушка Валентина говорит, что я Вам не так объяснил, что этот номер очень опасный.
О. Николай:
— Опасный?
М. Валентина:
— Не только я говорю, что он опасный, и вы говорите. И все говорят, что он опасный.
О. Николай:
— Это какой номер?
М. Валентина:
— ИНН.
О. Николай:
— А я не знаю, что это — ИНН?
М. Валентина:
— Это — 666.
О. Тихон:
— Да нет там 666, не надо неправду говорить.
М. Валентина:
— Батюшка, номер будет перенесен потом в карточку, потом на правую ручку…
О. Николай:
— Нет, мои драгоценные я ничего не знаю.
О. Тихон:
— Если бы там был 666, то Святейший бы написал об этом. Не станет же он вас обманывать? А то, что возможно, этот механизм когда-то будет использоваться для контроля над христианами — это может быть. Мы об этом беспокоимся все тоже.
О. Николай:
— Он, христианин, должен трудиться и молиться, трудиться и молиться. Он так и творит. И молится и труд. И где работает — на государственной службе, как он относится к труду — это тоже благодатно. Поняли? Вы ведь замечаете, что нет тут ничего какого-то кривого. А все то, что надо.
О.Тихон передает о. Николаю коробку с подарком.
О. Тихон:
— Отец Кирилл (Павлов) просил передать Вам подарок к Рождеству.
О. Николай:
— Спаси Господи.
М. Валентина:
— Вот сейчас была статья в газете, что якобы батюшка предсказал взрыв на лодке и какие-то события в Китае. Батюшка ничего подобного не говорил.
О. Тихон:
— Сейчас появилась статья, где говорится, будто к Вам пришли люди, и Вы им сказали, что те, кто принял ИНН, они погибают, не спасутся.
О. Николай:
— А что они приняли?
О. Тихон:
— Ну этот номер, налоговый номер.
О. Николай:
— Я не знаю, я никогда не слышал об этом, я впервые слышу об этом от вас.
О. Тихон:
— Это вопрос действительно сложный, который надо исследовать, но…
О. Николай (перебивает):
— Если верующий человек, то никакого греха нет. Ведь там не говорится, что бей да воруй. Понял?
О. Тихон:
— Да.
О. Николай:
— Там ничего не говорится этого.
О. Тихон:
— Но все-таки некоторая опасность есть в этом номере?
О. Николай:
— А какая опасность?..
О. Тихон:
— Батюшка, что бы Вы хотели сказать всем православным христианам о спасении?
О. Николай:
— Слушай, вот верующий человек, он должен что? — любвеобильно относиться ко всему, что его окружает. Понял? Любвеобильно.
Слова отца Николая меня просто поразили. Во-первых, выяснилось, что он совершенно не в курсе этой темы — вот почему пришлось несколько раз перечитать письмо Святейшего Патриарха. Но ответил так, как Господь ему положил на сердце. И не зря дважды отец Николай настойчиво возвращал меня к трезвению — он говорит: а что, этот номер, заставляет нас пьянствовать, убивать, воровать? Наверное, потому что грядущая печать антихриста в первую очередь освободит нас от различения греха и праведности. Познание добра и зла, которое без благословения Божия начато нашими прародителями, дойдет в последние времена до полного стирания границ между добром и злом. Люди под действием этой печати будут радуясь совершать самые страшные беззакония.
Эту запись со словами отца Николая я передал сегодня Святейшему Патриарху, так же, как и письмо отца Иоанна, довольно большое. Свое письмо отец Иоанн зачитал перед видеокамерой. У него плохое зрение, и батюшка попросил заранее напечатать это письмо большими буквами, сел перед аналоем и очень волнуясь, с огромной болью, прочел свое письмо.
Ведущий:
— В свое время вы ведь были одним из первых, кто поднимал эту тему электронного контроля над личностью. Была статья «Шенгенская зона». Как вы лично относитесь к этой проблеме сегодня.
О. Тихон:
— Для меня мнение отца Иоанна является безоговорочно авторитетным, и после публикации его письма (от 9 мая 2000 г.) на нашем сайте мне казалось, что для тех, кто прислушивается к о. Иоанну главное сказано. Я сейчас прочту некоторые отрывки из этого письма:
«Сейчас эти документы в том виде и с такой подачей опасности для нас не представляют. Но, безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху. N, запомни и уясни для себя волю Божию: «Сыне, даждь Ми твое сердце» — не паспорт, не пенсионное удостоверение, не налоговую карточку, но сердце.
Вот зачем следить-то надо неусыпно и со всем тщанием — кому мы в жизни служим, чем живем.
А все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно и входят в жизнь и потому входят, что нет живой веры, нет доверия Богу. И все это вражье вытесняет спокойствие духа и благонадежие. Живи же спокойно, молись Богу и доверяй Ему. Господь ли не знает, как сохранить своих чад от годины лютой, лишь бы сердца наши были верны Ему.
Писать прошение о присвоении нам номеров мы не будем, а если их проведут без нашего на то произволения, сопротивляться не будем.»
Вообще, единственный реальной проблемой, связанной с ИНН, я сам вижу именно гипотетическую возможность, но все же возможность введения единого универсального номера, что называется, «на все случаи жизни». Именно этого допустить нельзя, какие бы резоны ни приводились сторонниками этого «идеального» способа управления обществом.
Поскольку процесс присвоения номеров может быть одним из приводных ремней механизма тотального контроля, то православные люди совершенно правильно делают, внимательно следя за происходящим. Но предательство и духовное преступление, если мы поддаемся провокациям, подрывающим нашу любовь к Церкви и послушание к церковной иерархии.
Ведущий:
— Но нестроения-то продолжаются. И слухи и смута. Кто-то в этом заинтересован?
О. Тихон:
— Я считаю, что в этой смуте крайне заинтересованы определенные силы. Мне довелось общаться с налоговиками, которые говорят, что огромное количество предпринимателей сейчас объявляют себя православными и заявляют, что не будут принимать ИНН. Конечно, есть и люди, которые искренно стоят за свою идею. Но есть и те, кто находит в этом лазейку для своих махинаций.
Что крайне опасно? Когда в протесте заходят слишком далеко, то стояние в своей идее становится для человека идолом, который ему дороже Истины, дороже Христа. И тогда совершается настоящее отречение от Христа-Спасителя и погибель.
В каждом поколении христиан, начиная от апостолов, есть все механизмы для пришествия антихриста. Как в человеке на всякое время есть механизм его смерти: мы в любой момент можем умереть. В мире вот уже две тысячи лет эти механизмы антихриста «не срабатывают» по благодати Божией, они отмирают, нарождаются новые. Но горе нам, если мы признаки пришествия антихриста примем за действительное его пришествие.
Чего боялись сторонники старых обрядов? Того, что новые переводы исказят богослужение и вероучение Церкви. А вслед за этим придет и антихрист. Этого же искажения вероучения боялись и те, кто исправлял церковные книги и обряды. Но, слава Богу, искажений, которые могли привести к утрате истинной веры, мы не видим. Да и старообрядцы теперь уже не видят. А сколько погибло людей — погибло не только в земной жизни через самосожжение и проч., а погибли духовно!
Сегодня, как и всегда, происходят изменения в мире, которые чреваты, как и всегда, опасностями. И одна из этих опасностей — тотальный контроль. Необходимо внимательно наблюдать, по слову Спасителя, «за знамениями времен» — но трезво, без экзальтации и учитывая все реальные факторы. К примеру, огромные страны — Китай, Индия, в которой самый высокий в мире уровень роста производства, — сейчас ни за что не согласятся на единое мировое пространство. А у нас в России говорить о тотальном электронном контроле, когда у нас полстраны сидит в неотапливаемых домах и без электричества крайне преждевременно. Это упражнения для тех людей, которые живут где-то в виртуальной жизни, в Интернете и накручивают себя, как могут.
Ведущий:
— Если б только себя, но и других!
О. Тихон:
— Беда, что с их помощью делается страшное дело. Отец Иоанн еще и еще раз напомнил о расколе. Он напомнил, что раскол не смывается никаким благочестием, никаким монашеством, никаким личным подвигом, никакой даже мученической кровью. Можно из этой же проблемы надвигающегося электронного контроля с вражьей помощью сделать механизм по разрушению Церкви, по сотворению раскола. Потом можно, конечно, романтизировать этот раскол, как романтизировали протопопа Аввакума, но вспомним слова преподобного Серафима о раскольниках…
Апостол не зря говорит, что антихрист будет править три с половиной года. Больше просто не выдержит человек. Если бы Господь не сократил тех дней, не спаслась бы никакая плоть. А сейчас это ужасное время готовы растянуть на сколь угодно долгий срок.
В заключение я хотел бы прочитать еще одно письмо отца Иоанна, опубликованное в книге его писем. Оно небольшое.
«Дорогая Т.А.!
Придет время, и Шенгенское соглашение охватит весь мир, и не будет такого места, где бы оно ни вступило в свою страшную силу на последнем этапе. Но это на последнем этапе. А готовится оно еще со времен апостольских. Теперь же особо важно — не бежать от него в пустыню или место, где оно, как нам только кажется, не достигнет нас. Нет, нет и нет! Наше бегство от этой беды должно быть в духовную жизнь во Христе, а то теперь у многих и церковь посещающих дух-то жизни — не Христов. А будете вы помогать в этом деле или нет — решайте сами, Но знайте несомненно, что это не выход из положения. Бог везде, во всем мире: и в Греции, и в России — и Он укроет верных Своих в годину искушений. Сами же, своими изобретениями никто не спасется от гнева Божия. Спаситель наш — Христос, на Негоже и уповаем.»
Источник: Православие.Ру
Добавить комментарий