Митрополит Филарет. Доклад об ИНН
Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, председателя Синодальной богословской, комисии об ИНН
Ваше Святейшество, Собратья-Архипастыри,
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви!
В минувшем году исполнилось 10 лет со времени учреждения Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви[1]. Как ее Председатель в своем выступлении я представлю отчет о работе Комиссии в межсоборный период, а также соображения относительно перспектив и планов деятельности Комиссии в соответствии с ее целями и задачами.
Согласно Положению о Комиссии[2], в ее задачи входит (1) выполнение поручений Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и других церковных учреждений, касающихся рассмотрения вопросов богословского и вероучительного характера, (2) богословский анализ актуальных проблем жизни нашей Церкви, а также (3) координация научно-богословской деятельности, осуществляемой синодальными учреждениями, епархиями и другими церковными структурами.
1
В соответствии с первой задачей в отчетный период по поручению Святейшего Патриарха и Священного Синода проводились заседания Комиссии в различном составе. (Сведения о заседаниях Комиссии приводятся в хронологическом порядке.)
19-20 февраля 2001 г. в стенах Московской Духовной Академии состоялся расширенный пленум Синодальной Богословской комиссии, посвященный анализу богословских, нравственных и пастырских аспектов проблем, возникших в связи с введением в Российской Федерации новой системы учета налогоплательщиков. В работе пленума приняли участие архиереи, представляющие Православные Церкви четырех стран – России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместники и духовники ставропигиальных монастырей (наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Феогност, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий, наместник Свято-Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт, духовник Оптиной Пустыни схиигумен Илий), профессоры духовных академий, а также представители государственных органов, консультанты и эксперты. В ходе работы имел место взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов Российской Федерации – Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам РФ.
С докладами выступили: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архимандрит Феогност, архимандрит Панкратий (Жердев), архимандрит Тихон (Шевкунов), игумен Андроник (Трубачев), архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), проректор МДА М.С. Иванов, профессор МДА А.И. Осипов, профессор СПбДА архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), протоиерей Валентин Асмус, диакон Андрей Кураев, редактор издательства «Даниловский благовестник» Алла Добросоцких, Константин Гордеев и другие.
Расширенный пленум Синодальной Богословской рассмотрел вопросы, связанные с новыми формами и механизмами налогового учета граждан с различных точек зрения – богословской, духовно-нравственной, пастырской и церковно-практической. Прозвучали разные мнения, но в центре внимания всех выступавших была озабоченность разысканием истины и сохранением церковного единства.
При обсуждении этого вопроса мы прежде всего стремились «сохранить единства духа в союзе мира» (Еф 4:3). В этом отношении весьма важным стало обращенное к собранию живое слово – архимандрита Псково-Печерского монастыря Иоанна (Крестьянкина). Благодаря усилиям архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника московского Сретенского монастыря, участники собрания смогли ознакомиться с видеозаписью обращения о. Иоанна, в котором он, отвечая на вопрос, утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН, в частности, сказал:
«Дорогие мои, как мы поддались панике – потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключенного сквозь сень смертную каждый день. У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения».
На пленуме был принят Итоговый документ, впоследствии одобренный Священным Синодом и рекомендованный всем епархиальным Преосвященным в качестве руководства в пастырской и духовнической практике. (Полный текст Итогового документа приводится в приложении к докладу.)
Прияв Итоговый документ, Богословская комиссия выполнила поручение Священноначалия. Вопросами практической реализации положений, содержащихся в Итоговом документе, занимались иные синодальные структуры.
По благословению Святейшего Патриарха ситуация вокруг проблемы принятия православными христианами индивидуальных номеров налогоплательщика (ИНН) обсуждалась также на заседании рабочего Президиума Синодальной Богословской комиссии 24 декабря 2001 года с участием экспертов – представителей Государственной Думы Российской Федерации и Министерства по налогам и сборам РФ.
Несмотря на проведенные ранее исследования вопроса с богословской и церковно-практической точек зрения, которые нашли свое выражение в Итоговом документе 2001 года, Комиссии вновь было поручено обратиться к этой сложной пастырской проблеме в ноябре 2003 года для того, чтобы рассмотреть письма клириков и мирян, поступившие в адрес Московской Патриархии в период кампании по выборам в Государственную Думу Российской Федерации. О рекомендациях Комиссии было доложено Святейшему Патриарху и Священному Синоду.
Вопросы, связанные с присвоением индивидуальных номеров, формированием электронных баз данных о гражданах, использованием новейших технических средств учета и контроля в сфере паспортного, налогового и иного государственного надзора, при рассмотрении их с церковно-богословской точки зрения, обнаруживают несколько разных аспектов.
Безусловно, есть собственно техническая сторона, и в данном случае мы имеем дело с интересами государственной власти, которая использует современные средства ради эффективности своей работы. И так было всегда – во все времена, а в христианской истории – начиная с переписи, которая зафиксировала рождение Иисуса из Назарета – Воплотившегося Сына Божия.
Но другой аспект связан с тем, что всякая светская власть по самой своей природе стремится в той или иной мере контролировать жизнь граждан, что может входить в противоречие с принципом свободы совести и веры, который защищали святые мученики древности своею кровью, а Церковь позднейшей эпохи – противостоя любым попыткам властей исказить православное учение. Таким образом, даже в эпоху симфонии священства и царства власть светская всегда ограничивалась властью духовной, то есть властью Церкви Христовой. Власть Церкви – не человеческая, по стихиям мира сего, но Богочеловеческая, и она не может и не должна преклонить выю свою перед властью князей мира сего, сколь бы не настаивала светская власть на своей нейтральности и даже благожелательности к Церкви и ее чадам.
Но есть в этом вопросе и третий аспект, который связан с готовностью всей Церкви и каждого христианина ко Второму и Славному Пришествию Спасителя в мир в конце истории. Мы помним заповедь Господа: «Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого» (Лк 21:36). В этом смысле озабоченность православных христиан новыми явлениям в жизни мира совершенно понятна и духовно оправдана.
В то же время мы должны ясно понимать, что состояние готовности к встрече с Грядущим Христом нельзя отождествлять с духовно нездоровыми апокалиптическими настроениями, которые с регулярностью возникали и доныне возникают в Церкви. Эти настроения порой приводят к обвинениям в адрес церковной иерархии, включая Высшую Церковную Власть, чуть ли не в отступлении от Истины. В этом случае следует снова и снова обращаться к православной аскетической традиции, учась у великих святых, достигших любви Божией. Духовная мудрость есть плод богодарованной любви, которая не бесчинствует (1 Кор 13:5). Поэтому наиболее важный для нас аспект этой проблемы – пастырский.
Нам следует внимательно изучать современные процессы, не забывая в то же время, что Церковь Христова зиждится на ином основании по сравнению с миром и не является заложницей происходящего в мире. Церковь непоколебимо хранит верность своему Главе – Господу нашему Иисусу Христу и не боится мира сего. У членов Церкви только один страх – страх нарушить волю Божию. Именно этот страх, называемый страхом Божиим, является началом премудрости и источником праведности.
Апостол призывает нас не смущаться слухами, говоря: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2:1-4). «Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес 3:1-3).
По результатам работы расширенного заседания Синодальной Богословской комиссии Святейший Патриарх обратился 4 марта 2001 года, в Неделю Торжества Православия, ко всей Полноте церковной с соответствующим Посланием, в котором, в частности, говорится:
«Дорогие мои! Со всей искренностью, любовью и пастырской заботой говорю: вам нечего бояться. Если же кто-то, пусть даже самый красноречивый человек, будет продолжать сеять в ваши сердца ложные страхи и сомнения, то верьте не ему, а Полноте церковной.
Сказав это, одновременно заверяю вас, что Святая Церковь будет пристально наблюдать за происходящим вокруг нее. Технологическое развитие может дать злонамеренным силам в стране и мире слишком много возможностей для контроля над жизнью человека. Чтобы этого не случилось, церковное Священноначалие продолжит диалог с властью и с международными структурами, побуждая их сохранить богоданную свободу личности…
Святой апостол Иоанн в своем послании также говорит о наступлении "последнего времени" и о том, что с самого начала бытия Церкви у нее появились противники (1 Ин. 2. 18). Силы зла действовали и продолжают действовать вокруг нас, но христианам нечего страшиться. Святой апостол Петр назидает: "И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?" (1 Пет. 3. 13). Сам Господь сказал Своим ученикам и последователям: "Да не смущается сердце ваше и да не устрашается" (Ин. 14. 27); "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16. 33). А потому христиане должны являть пример светлой и крепкой веры в силу победы Христовой.
Церковь за две тысячи лет своего земного бытия не раз переживала трудные времена, когда ее терзали расколы и ереси или когда могущественные силы мира сего воздвигали гонения на христиан. По человеческому разумению, беды, обрушившиеся на нее, должны были ее уничтожить. Но этого не произошло по неложному обетованию Христа Спасителя: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16. 18). Многочисленные ереси и разделения были побеждены, и ныне мы празднуем Торжество Православия.
Но нелишне напомнить: одна из причин расколов и нестроений состоит в том, что отдельные христиане и даже пастыри дерзостно почитают себя непревзойденными знатоками церковного учения, непогрешимыми толкователями Священного Писания, судьями Церкви, носителями некоего особого дара, превышающего данное Богом в Таинствах Крещения и Священства. Сегодня такие "ревнители не по разуму" не сознают опасности придать своим ограниченным суждениям характер "общецерковного учения".
Мы же с вами должны помнить, что мир и его история находятся в руках Божиих, а наше спасение, как и наша духовная погибель, не могут совершиться сами собой, по каким-либо внешним причинам, без нашего личного участия. Только глубокая живая вера, сознательный духовный труд, деятельное соработничество Христу могут стяжать нам спасение. И, напротив, только вольное и сознательное отречение от Господа и Спасителя приводит к погибели. Поэтому судьба мира и судьба нашего Отечества сегодня в значительной степени зависит от нас, христиан, от нашего духовно-нравственного состояния, от нашей молитвы и покаяния, от нашей способности нести благую весть и творить дела милосердия».
[1] Синодальная богословская комиссия была учреждена постановлением Священного Синода 28 декабря 1993 г. как преемница Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, образованной в 1979 году, которая, в свою очередь, была преемницей Комиссии Русской Православной Церкви по межхристианским связям, созданной 28 августа 1960 года.
[2] Положение о Синодальной Богословской комиссии было утверждено Священным Синодом 19 июля 2000 г.
Отрывок. Текст доклада полностью здесь
Добавить комментарий