Апокалипсис
О КОНЦЕ СВЕТА
 
ГЛАВНАЯ arrow Учение об антихристе arrow Игумен Андроник (Трубачее). Святоотеческое толкование библейского понятия «печать антихриста»
Игумен Андроник (Трубачее). Святоотеческое толкование библейского понятия «печать антихриста»
Игумен Андроник (Трубачее). Святоотеческое толкование библейского понятия «печать антихриста»Поскольку Апокалипсис — не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некор­ректен. Таким образом, в понятие «печати антихриста» вхо­дят: 1) начертание зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. Принятие печати антихриста приравнивается в Апока­липсисе к поклонению самому антихристу или его обра­зу (изображению).

Понятие «печать антихриста» сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова:
1. И он (зверь из земли, т.е. лжепророк антихрис­та) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начер­тание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13, 16-18).

 

2. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией... и не бу­дут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Откр. 14,9-11). И схвачен был зверь и с ним лжепророк, произво­дивший чудеса пред ним, которыми он обольстил при­нявших начертание зверя и поклоняющихся его изо­бражению (Откр. 19,20). И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свиде­тельство Иисуса и за слово Божие, которые не покло­нились ни зверю, ни образу его, и не приняли начерта­ние на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр. 20,4). Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вто­рых, когда, каким образом и кем печать Антихриста мо­жет быть принята.

 

НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ

 Под начертанием зверя большинство отцов понимало печать, а в качестве сходных понятий использовались следующие определения: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), знамение (signaculum).

1 Доклад был прочитан автором на заседании Синодальной Богословской комиссии 19 февраля 2001 г.— Прим. ред.

 

 Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Начертание зверя может включить в себя число зверя (святитель Викторин, Псевдо-Ипполит), имя зверя (Ан­дрей Кесарийский). Поскольку начертание зверя прини­мается вместо креста Спасителя (преподобный Ефрем Сирин), то можно предположить, что само это начерта­ние является хулою на крест, искажает начертание крес­та (например, крест, перевернутый вниз). Особенностью начертания зверя является то, что оно будет положено на правую руку и на чело. Можно назвать три причины выбора этих членов тела для запечатления: 1) естественные («чтобы не затруднялись сим», то есть чтобы не бе­спокоились, что будут повреждены жизненно важные ор­ганы, преподобный Ефрем Сирин); 2) общерелигиозные (обычай располагать знаки на руке и на лбу присущ мно­гим религиям, например, евреи носили филактерии с ци­татами из Торы на лбу и на руке — Втор. 6,8; Мф. 23, 5); 3) антихристианские (христиане изображали крест на лбу и на руке).

 

 Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление чела пе­чатью антихриста не дает возможности изобразить на нем крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не пояс­няет, почему человек, принявший печать (начертание) антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита «Слово о кончине мира...», наиболее повлиявшем на эсхатологические представле­ния, говорится, что человек, принявший печать анти­христа «не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением), но подчи­нится льстецу и ему будет служить, и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отно­шению к людям»1.

 

Не принявшие начертание зверя не смогут ни поку­пать, ни продавать что-либо, и, таким образом, обрекают­ся на голод. Преподобный Ефрем Сирин пишет, что и принявшие печать будут голодать и просить есть у зверя, так как земля не будет давать жатвы и плодов. У Андрея Кесарийского говорится, что оруженосец (то есть пред­теча) антихриста «будет распространять печать зверя везде: и в купле, и в продаже, чтобы те, кто не принял ее, вынуждены были умереть от недостатка необходимого для жизни»2.

 

 В этом можно видеть указание, что начертание зверя будет ставиться не только на руку и чело человека, но и на продуктах его деятельности. В отличие от других свя­тых отцов, святитель Ипполит под начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а под начертанием на челе — увенчание ритуальным язычес­ким венцом3.

 

 Некоторые святые отцы, не опровергая традиционно­го понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука — деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело — познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело на­чертание зверя не может совершать куплю, то есть вы­куп Царствия Небесного за земную жизнь.

 

Данное тол­кование основывается на словах из притчи Господа: Куплю дейте, дондеже прииду (Лк. 19. 13). Подобное толкование, как вторичное, содержится и у архиеписко­па Андрея Кесарийского4.

 

 

ИМЯ ЗВЕРЯ

Принято считать, что имя зверя, то есть антихриста, не указывается в Откровении. Архиепископ Андрей Кесарийский отмечал: «Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной кни­ге»5. Святой Ириней Лионский полагал, что неизвест­ность имени антихриста предостерегает нас от обмана, так как антихрист, вопреки нашим ожиданиям, может придти с другим именем6. Однако оба эти рассуждения относятся к попыткам определить имя зверя на основа­нии его числа. Между тем, тот же архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, «что диавол, антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называ­ется зверем»7.

 

Имя ангела бездны, то есть диавола, приводится в другом месте Откровения: имя ему по-еврейски Авваддон, а по-гречески — Аполлион (Откр. 9, 11), то есть Губитель. Это имя архиепископ Андрей Кесарий­ский упоминает также в толковании на Откр. 13, 16 — 17е. Имя антихриста в точности противоположно имени Христа: Иисус (Бог спасает. Спаситель) — Авваддон, Аполлон (гибель, Губитель). Указания на имя антихриста есть и в Ветхом Завете где говорится об ан­геле-истребителе (1 Цар. 21, 15), ангеле-губителе для истребления (Ис. 54, 16).

 

ЧИСЛО ЗВЕРЯ

 Святитель Ириней приводит два возможных типа тол­кования числа зверя 666:

1. согласно числовой символи­ке; 2. согласно греческому алфавиту.

Согласно числовой символике, число 666 связывается:

5.    С количеством шести дней, сотворения мира, так  как антихрист должен восстановить все отступничество, которое было за время существования мира (с этим ра­нее связывалась мысль о том, что мир просуществует 6000 лет);

6.    С шестым днем, днем творения человека, чрез ко­торого грех вошел в мир;

7.   С шестисотым годом Ноя, когда грех достиг на зем­ле такой меры, что только всемирный потоп мог уничто­жить его;

8.    С истуканом Навуходоносора, «который имел в вы­соту шестьдесят локтей, а в ширину шесть локтей; исту­кан был предзнаменованием пришествия антихриста».

 

 К сожалению, данный тип числовой символики, осно­ванный в Священном Писании, не был продолжен после­дующей святоотеческой традицией. Лишь архиепископ Андрей Кесарийский однажды использовал данное толкование святого Иринея, но в другом месте — Откр. 14, 20. Ряд толкований святого Иринея можно дополнить.

Мы не обсуждаем вопросов о законах числовой сим­волики, которые, в конечном итоге, коренятся в симво­лическом миропонимании. Естественно, что число ста­новится символом лишь в определенной символической системе. Именно тогда число становится способным нес­ти смысл, который определяется контекстом.

В различных контекстах одно и то же число может нести различный смысл, вплоть до противоположного.

 

Так, например, число 6, вероятно, может символизи­ровать творение, творчество, почему оно и используется как строительный модуль (3 Цар. 10,16—20; 3 Цар. 6,26); может нести смысл только количественный (ср., напр.: 666 сыновей Адоникама— 1 Ездр. 2,13). Некоторые сим­волы, имевшие в Ветхом Завете один смысл, в Новом За­вете приобрели смысл противоположный (звезда Дави­да, храм Соломонов). Но в контексте христианской символики, основанной на Священном Писании и Преда­нии, число 666 всегда было символом Антихриста и вос­принималось таковым на протяжении всей истории хрис­тианства.

Итак, писал святой Ириней, число 666 означает того, «в ком восстанавливается все... отступничество, неправ­да, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет (на землю) потоп огненный»1.

 

Рассмотрим второй тип толкования числа зверя, ко­торый привел святой Ириней.

 

Он сводится к поиску имени антихриста. Буквы гре­ческого алфавита, соответствующие определенным чис­лам, подбираются так, чтобы сумма их составляла число 666, а сами они читались как имя. Таким образом, святой Ириней вывел имена: Евантас, Латинянин, Титан2, свя­той Викторин — Антемос, а на латинском языке — Диклюкс3, архиепископ Андрей Кесарийский — Лампетис, Бенедикт, злой вождь, древний завистник, истинно вредный, неправедный агнец4. К сожалению, именно этот тип толкования возобладал среди исследователей Апокалипсиса.

 

 К чему это привело, можно видеть на примере толко­вания единоверческого священника Иоанна Малышева, который, используя почему-то славянский алфавит, при­водит в особых таблицах более 200 имен антихриста5. Конец таким толкованиям должно было положить заме­чание самого святого Иринея о том, что, «хотя известно число имени антихриста, но мы не можем ничего опро­метчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам... Посему вернее и безо­паснее ожидать исполнения пророчества, нежели пред­полагать и предрекать какие-либо имена, ибо может най­тись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным»6. Можно также добавить, что поскольку Апокалипсис — не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некор­ректен.

Таким образом, в понятие «печати антихриста» вхо­дят: 1) начертание зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. Принятие печати антихриста приравнивается в Апока­липсисе к поклонению самому антихристу или его обра­зу (изображению).

 

Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толковани­ях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятия «предпечати антихриста», распрост­раняемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие «предпечати антихриста» образовано по подобию «предтечи антихриста». Но пред­теча Антихриста, или его лжепророк, действует, соглас­но Апокалипсису, одновременно с Антихристом.

 Понятие «предпечати» весьма близко эсхатологичес­ким представлениям в некоторых толках старообрядчес­кого раскола.

 

 КОГДА, КАКИМ ОБРАЗОМ И КЕМ МОЖЕТ БЫТЬ  ПРИНЯТА ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА

Святые отцы считали, что наложение печати анти­христа его лжепророком будет происходить в те три с по­ловиной года царствования антихриста, которые будут непосредственно предшествовать Второму Славному Пришествию Господа нашего Иисуса Христа. К прочим признакам последних времен они относили — построе­ние Соломонова храма, воцарение в нем антихриста, про­поведь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусали­ме, проповедь лжепророка и так далее.

 Возможно ли несознательное принятие печати анти­христа без отречения от Христа, путем каких-либо тех­нических или медико-биологических усовершенствований? Некоторые святые отцы вообще не поясняют это,  другие дают вполне определенный отрицательный ответ.

 

«Знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу... Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя — сие пресвятое и пречистое имя — вовсе не называлось во времена змия». (Преподобный Ефрем Сирин. Слово 91 на пришествие Господне)1. «Если душа наша ограждена таким оружием (Единосущною Трои­цею), то змий попран... Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас ис­тинного Пастыря». (Преподобный Ефрем Сирии. Слово 92 на пришествие Господне)2.

(Откр. 14, 9): «Если, говорит, кто поклонится зверо­образному антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений».

 

(Откр. 14,11): Следует понимать «под ночью — муче­ния грешников, которые примут все те, кто диавольскими делами и хулою на Христа изобразили в себе образ зверя и напечатлели в своем сердце его бесчестное имя как досточестное» (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение)3.

 

 Псевдо-Ипполит в «Слове о кончине  мира...» так изо­бражал сознательность отречения от Христа: «Таково будет (начертание) и печать во время этого ненавистни­ка добра — та печать, которая будет гласить: «Отрека­юсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; от­рекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую»4.

 

Наиболее ярко этот вопрос раскрывает святитель Фе­офан, затворник Вышенский1 в толковании 2 Сол. 2.9~13:

В погибающих.  Как ни велики и ни разнообразны бу­дут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы пре­льщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь, од­нако же, только в кругу тех, кои одного с ним духа, то есть отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его за­поведи, и, ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он — сын погибели, то и привлечь к себе успеет только поги­бающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обраще­нию грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбе­нелые и окаменелые. Во время проповеди своей святые Апостолы повсюду встречали таких, и засвидетельство­вали устами святого Павла, что слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1 Кор. 1, 18). и что сами они суть овем (погибаю­щим) вопя смертная в смерть; овем же (спасаемым) воня животная в живот (2 Кор. 2, 15). Во время же ан­тихриста его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние — благоуханием. Тут тоже будет, что при холерных поветриях, которые захва­тывают тех только, у которых есть к ним предрасположе­ние.

 

Занелюбве истины не прияша во еже спастися им.  Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приня­ли спасительной истины. Бог видит, что люди гибнут, низпадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страс­тям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и ука­зать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли святые Апостолы. Прини­мавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, та­ковы после их, доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит Апостольское богопросвещенное око ума, и дает им надпись: погибающие.

 

 У Солунян пред лицом были эти погибающие неверия  ради. Апостол говорит как бы: вот в этой области непринявших нашего спасительного слова он будет иметь успех, а не среди вас уверовавших, и подобно вам имею­щих уверовать. Достойно замечания, что Апостол сло­вом своим обнимает не только тех, кои не приняли исти­ны христианской, как бы слушать ее не хотели, но и тех, кои слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, кои приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов-нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными тре­бованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней. Ибо говорит: любве истины не прияша, не полю­били истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Ис­тину видят, а сердце держат на стороне, противной исти­не. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полюбят ложь.

 

Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына своего Спасителя миру. Святые отцы потому слова: любве истины не прияша толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и Любовь безпредельная, и Истина всесовершенная. Святой Златоуст пи­шет: «Любовию истины он называет Христа. Ибо Хрис­тос был и то, и другое и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего». То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, ибо в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекает­ся из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе.

Стих 11. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи.

 

Это страшное нравственное наказание Божие! Пос­лет — не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух  льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые по­дают надежду обращения, еще не совсем предались лож­ным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых.

 

 Когда же, наконец, они совсем опустят руки и преда­дутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и сочетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и ду­мать перестанут, тогда Бог примет Свою, удерживаю­щую злого духа льсти, руку, и он, пропущенный, устре­мится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, — и привлечет. Они примут ложь всем сердцем, и затем обнаружат ее и во вне, при­станут видимо к антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри. Святой Зла­тоуст пишет: «Для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому? Не бойся, возлюбленный, но послушай что говорит (Апостол): (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уве­ровали бы».

 Феодорит прибавляет: «Сие же: послет им Бог дейст­во льсти, сказано Апостолом вместо — попустит явить­ся льсти, чтоб показались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих».

 

Экумений: «Послет — не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога».

Феофилакт: «Послет — вместо попустит ему прий­ти. Смотри, сначала они отвергли истину, и тогда оста­вил их Бог, и ложь овладела ими»:  Стих 12. Да суд приимут ecu не веровавший исти­не, но благоволивший в неправде.

 

Да суд приимут, — праведно подвергнутся осужде­нию. Попустит Бог, раскроется их злой нравственно-ре­лигиозный строй, и они созреют для суда. Ложь самообличительна, и следующие лжи сами себя обличают. Безответны они будут на суде, потому, что поверили оче­видно-пагубной лжи и не поверили очевидно спаситель­ной истине. — Вси неверовавшии истине, но благово­ливший в неправде. С греческого: все эти, неверовавшие и прочие, кои не приняли в сердце с жи­вою верою Евангельской истины и жизни своей, своих чувств и расположений не установили по ее требованию, а напротив, лгали сердцем своим — благоволили ко вся­кой неправде и к неправым мудрованиям, и к неправым нравам, находили удовольствие пребывать и погрязать в сих неправостях.

Очевиднейшим же обличением их будет то, что они поверят антихристу. Святой Златоуст пишет: «Загражде­ны будут уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы анти­христ и не пришел, но он придет с тою целью, чтобы изоб­личить их. Для того, чтоб они тогда не сказали, что так как Христос назвал себя Богом, то по этой именно при­чине мы и не уверовали в Него; потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили: этот их предлог (к оправданию) отнимет у них антихрист. Ибо когда он придет, и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно безза­коние, они уверуют в него, единственно ради ложных его  чудес, тогда заградятся уста их. Ибо если ты не веруешь Христу, то тем более ты не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцем, а сей последний (будет говорить) совсем другое. Посему-то Христос и го­ворит: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин. 5, 43). Но мы, скажут, видели было много великих чудес, поэтому скорее следовало уверовать в Него. Кро­ме того, об антихристе много было предсказано: что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его (с помпою будет) по действу сатанину; тогда как, напротив, о Христе, — что Он есть Спаситель и принесет бесчис­ленные блага». Та же речь у Феодорита, Экумения и Феофилакта»1.

 

Итак, принятие печати антихриста связано с отвер­жением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати антихриста, ве­дет к гибели. Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати антихриста на верую­щего во Христа и живущего по Его заповедям, тем более, если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа.

 

ПОВИНОВЕНИЕ ВЛАСТИ ИЛИ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ?

 На протяжении всей истории Церковь жила в различ­ных государственных системах (имперско-языческой, православной удельной княжеской и самодержавной, либерально-демократической, тоталитарно-коммунисти­ческой, оккупационной) подчинялась гражданским уста­новлениям, связанным с несением воинской обязаннос­ти, переписью и сбором налогов, даже если эти установления обозначались языческими религиозными символами и надписями.

Мученики отказывались участвовать в гражданско-религиозных празднествах Римской империи лишь тог­да, когда это было связано с их личным непосредствен­ным участием в религиозном культе, в жертвоприноше­нии.

 

 Мероприятия, проводимые налоговыми органами, не содержат в себе религиозного культа.

 Если в налоговых документах содержится антихрис­тианская символика, то Церковь может свидетельство­вать о том, о чем свидетельствовал еще святой Иоанн Бо­гослов: дух Антихриста уже присутствует в мире и это есть дух заблуждения (1 Ин. 4,3), а также может просить государственную власть изъять или заменить эту симво­лику ради Духа Истины и мира в обществе.

 

 Но и отрицательный ответ государственной власти на  просьбу Церкви не может быть поводом для самостоя­тельного, неблагословенного выхода верующих из граж­данского повиновения, так как это неизбежно приводит к внутрицерковному расколу.

 

1 Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса святого Иоанна Богослова, с свя­тоотеческими толкованиями об Антихристе и библиограф указателем. Изд. 2. М., 1901. С. 330-335.

 

 

 
ЭСХАТОЛОГИЯ
богословское учение о конечной судьбе
мира и человека
Rambler's Top100 Энциклопедия АЗБУКА ВЕРЫ
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.