В очень важном смысле христианское богословие - это всегда эсхатология, и содержание эсхатологии уже дано. Это несколько затемняется нашим языком "первого пришествия" и "второго пришествия", как будто они относятся к разным вещам: первое - к прошлому, к тому, что произошло две тысячи лет назад, а второе - к тому, что произойдет в какой-то неизвестный момент в будущем, к эсхатологической драме с другим, еще не нераскрытым содержанием. Но христианское богословие не делится так легко: то, что апостолы и евангелисты провозглашают о Христе, не просто лежит в прошлом, не просто дело истории, и наша дискуссия о грядущем не несведуща о том, что дано во Христе. Даже для евангелистов, проповедовавших пришествие Христа, Он остается, потому что Он есть, Он "грядущий": "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Мт. 11:3).