Апокалипсис
О КОНЦЕ СВЕТА
 
ГЛАВНАЯ arrow Что такое конец света?
Что такое конец света?
Архимандрит Ианнуарий (Ивлев). Апокалипсис. Толкование. 26 лекций

Архимандрит Ианнуарий (Ивлев). АпокалипсисПриступая к изучению любой книги Священного Писания, мы должны ответить на ряд вопросов: кто? где? когда? кому? по какому поводу? с какой целью написал ту или иную книгу. Эти и им подобные вопросы истории объединяются разделом библеистики, который называется исагогикой. Это греческое слово буквально переводится на русский язык как Введение. Вот сегодня мы и будем заниматься кратким Введением в книгу «Откровение святого Иоанна Богослова»...

Подробнее...
 
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемыПервые слова Иисуса Христа в начале Его публичной деятельности - возвещение начала нового века: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Мк 1,14). Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам на земле - возвещение Его присутствия в Церкви "во все дни до скончания века" (Мф 28,20). Этот век закончится. Новый век уже присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: "Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр 22,20).

Подробнее...
 
Говорун Сергей. Эсхатологии Заветов

Говорун Сергей. Эсхатологии ЗаветовВ настоящем докладе я хотел бы поставить следующие вопросы и попытаться дать на них ответ:

1. Что есть ветхозаветная эсхатология?

2. Что есть новозаветная эсхатология?

3. Что между ними общего и отличного?

Подробнее...
 
Епископ Афанасий (Евтич). Святая Земля: История и эсхатология

Епископ Афанасий (Евтич). Святая Земля: История и эсхатологияСвятой Землей называется территория нынешнего Израиля, или Палестина. Дословно выражение святая земля встречается у пророка Захарии (Зах. 2,12) и в книге Премудрости Соломона (12,3), где она названа и землей драгоценнейшей для Бога из всех других ("земля, драгоценнейшая всех у Тебя") (Прем. 12,7).

Подробнее...
 
Cвященник Александр Тимофеев. "Царство Божие пришедшее в силе" (Мк 9,1).

Cвященник Александр Тимофеев. Эсхатологическая проблематика в современной библеистике и в творениях отцов Церкви. Большинство современных библеистов согласны с тем, что Царство Божие является средоточием Христовой проповеди.

Подробнее...
 
Василиадис Петрос. Эсхатологическая экклезиология

Василиадис Петрос. Эсхатологическая экклезиологияВыходя за пределы традиционной евхаристической экклезиологии. Эсхатология составляет центральный и главный аспект экклезиологии, начала Церкви, концепции, которая составляет своеобразие Церкви, но и поддерживает и вдохновляет ее в ее бытии.

Подробнее...
 
Архимандрит Иов (Геча). "Се Жених грядет в полунощи"

Архимандрит Иов (Геча).Эсхатологический характер богослужений первых трех дней Страстной седмицы. Тематика служб Страстной седмицы не состоит только из анамнезиса событий Страстей. Первые три дня и, особенно, службы Великого понедельника и Великого вторника полны также эсхатологической тематики.

Подробнее...
 
Проф. свящ. Виорель Сава. Эсхатологический характер православного богослужения

Проф. свящ. Виорель Сава. Эсхатологический характер православного богослуженияНочной характер общего богослужения в ранней Церкви. Из книг Нового завета, особенно в "Деяниях апостолов", мы видим, что в первые дни христианства верующие собирались каждую неделю в ночь с субботы на воскресенье. Они проводили всю ночь в молитвах (ср. Деян. 20).

Подробнее...
 
Fr. John Behr. Церковь в пути

Fr. John Behr. Церковь в путиВ очень важном смысле христианское богословие - это всегда эсхатология, и содержание эсхатологии уже дано. Это несколько затемняется нашим языком "первого пришествия" и "второго пришествия", как будто они относятся к разным вещам: первое - к прошлому, к тому, что произошло две тысячи лет назад, а второе - к тому, что произойдет в какой-то неизвестный момент в будущем, к эсхатологической драме с другим, еще не нераскрытым содержанием. Но христианское богословие не делится так легко: то, что апостолы и евангелисты провозглашают о Христе, не просто лежит в прошлом, не просто дело истории, и наша дискуссия о грядущем не несведуща о том, что дано во Христе. Даже для евангелистов, проповедовавших пришествие Христа, Он остается, потому что Он есть, Он "грядущий": "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Мт. 11:3).

Подробнее...
 
Священник Владимир Зелинский. Христос и преображение времени (Эсхатология настоящего)

Священник Владимир Зелинский. Христос и преображение времени (Эсхатология настоящего)Но лишь изредка мы признаем, что наш существование – не безраздельно наше, но также - и Его. Кажется, что Хозяин ушел, мы вправе делать, что хотим, топить жизнь в ничто, чтобы затем называть это ничто, одетое нашими днями, убийцей. Но из данного нам срока можно из него сотворить пространство для встречи лицом к Лицу, в час Его посещения, час, который раскроется в вечности.

 

Подробнее...
 
Алексей Ильич Осипов. Эсхатология

Алексей Ильич Осипов. ЭсхатологияЭсхатологическая (от греч. escatoq - конечный, последний) проблематика всегда волновала русскую мысль. В отдельные периоды она переживалась как острое ощущение конца истории. В другие - основное внимание сосредоточивалось на решении одной из труднейших богословских проблем - проблемы вечных мук. Настоящее время характеризуется вновь повышенным интересом к верному пониманию признаков завершения человеческой истории и попыткой осмысления в этом апокалиптическом ключе происходящих процессов в мире и в России. Не малое место при этом занимает вопрос пришествия антихриста, и в связи с ним число имени зверя (От.13;18). Однако центральным пунктом эсхатологической проблемы в русском православном богословии всегда остается вопрос о стяжании того эсхатона, который внутрь нас есть (Лук.17; 21), и который является конечной целью жизни.

Подробнее...
 
Валиер Поль. Интерпретация Откровения Иоанна в современном русском богословии

Валиер Поль. Интерпретация Откровения Иоанна в современном русском богословииЧтобы разобраться в интерпретациях Откровения Иоанна в современном русском богословии, необходимо иметь в виду два фундаментальных различия. Во-первых, следует различать апокалиптическое богословие и эсхатологию в целом; то есть нужно учитывать специфические особенности апокалиптического религиозного сознания в отличие от других выражений эсхатологии.

Подробнее...
 
Протопресвитер Александр Шмеман. Литургия и эсхатология

Протопресвитер Александр Шмеман. Литургия и эсхатологияЭсхатология перенесена в область личной надежды, личного ожидания. Но на самом деле все христианское богословие в целом эсхатологично, оно — цельный опыт жизни. Подлинная сущность христианской веры в том, что мы живем в таком ритме: покидаем, оставляем, убегаем из мира и в то же время постоянно возвращаемся в него; живем во времени, но тем, что выше времени; живем тем, что еще не пришло, но мы это уже знаем и имеем.

Подробнее...
 
Протоиерей С. Булгаков. Православная эсхатология

Протоиерей С. Булгаков. Православная эсхатология Учение о Страшном суде в Православии, насколько оно содержится в Слове Божием, является общим для всего христианского мира. Последнее разделение овец и козлищ, смерть и ад, проклятие и отвержение, вечные муки одних, и царство небесное, вечное блаженство, лицезрение Господа, для других, - таков итог земного пути человечества.

Подробнее...
 
Архиепископ Аверкий. Апокалипсис, или Откровения Святого Иоанна Богослова

Архиепископ Аверкий. Апокалипсис, или Откровения Святого Иоанна Богослова Содержание Апокалипсиса ясно показывает, что он имеет историческое основание и великое значение для Церкви всех времен. Он представляет собою естественное завершение канона священных книг и, изображая будущие и последние судьбы Церкви и мира, как бы непосредственно поставляет нас пред лице грядущего Судии.

Подробнее...
 
Протоиерей Александр Мень. Апокалипсис. Комментарии

Протоиерей Александр Мень. Апокалипсис. Комментарии Беседы известного современного проповедника и библеиста протоиерея Александра Меня посвящены последней книге Библии - Откровению Иоанна Богослова. Они были записаны на магнитофонную ленту слушателями и духовными детьми отца Александра.
В приложение включены лекция отца Александра об Апокалипсисе и статья из неопубликованного Библиологического словаря.
Книга проливает свет на самую загадочную часть Священного Писания и показывает, что символический язык Апокалипсиса может быть "достаточно прозрачен и понятен". Многочисленные символы, фантастические образы и видения раскрываются через образы пророческих книг Ветхого Завета.

Подробнее...
 
Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие

Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое БогословиеПисания преподобных христианских подвижников показывают, что чем выше поднимается нравственное сознание, тем острее становится чувство нравственной ответственности, страх оскорбить Бога и сознание неизбежности наказания за уклонение от заповедей Божиих. Но столь же растет и упование на милость Божию, надеяться на которую и просить которой у Господа каждому из нас должно и утешительно.

Подробнее...
 
Игумен Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие

Игумен Иларион (Алфеев)В разные эпохи пытались предсказать дату кончины мира, причем апокалиптические предчувствия усиливались там, где обострялись социальные и иные бедствия. Приближение круглых дат тоже способствовало усилению подобного рода настроений. Известно, какое движение умов происходило в мире перед 1000 годом по Р.Х., когда хилиастические пророчества готовы были истолковать буквально. Как относиться к подобного рода предсказаниям?

Подробнее...
 
Иван БУНИН. Из Апокалипсиса Глава IV

Иван БУНИН. Из Апокалипсиса Глава IVИ я узрел: отверста дверь на небе, И прежний глас, который слышал я, Как звук трубы, гремевшей надо мною, Мне повелел: войди и зри, что будет.

Подробнее...
 
Протоиерей Георгий Флоровский. О последних событиях
Протоиерей Георгий ФлоровскийСовременное богословие долго пренебрегало эсхатологией. Надменные слова Эрнста Трельча: "Эсхатологическая контора по большей части закрыта" верно характеризуют всю либеральную традицию, начиная с века Просвещения. Это пренебрежение к эсхатологическим вопросам не до конца преодолено и в современной мысли. Многим эсхатология кажется окаменелостью, пережитком давно забытого прошлого. Самой этой темы избегают - или пробегают ее наскоро, как чего-то ненужного и неуместного. Современного человека последние события не интересуют...
Подробнее...
 
Что такое конец света и когда он наступит?

Что такое конец света и когда он наступит?Письмо читателя комментируют эксперты.

Сколько я ни спрашивал своих друзей-христиан об этом, они отвечали, что надо воспринимать Евангелие и Апокалипсис иносказательно. Но тогда возникает ряд вопросов. На чем зиждется их вера? Что тогда вообще для христиан означает конец света? В чем смысл священного почитания книги "Апокалипсис", если она исторически совершенно не оправдывается? И вообще, не окажется ли так, что Земля в конце концов погибнет по совершенно другим причинам, гораздо банальнее? Например, в последнее время учеными серьезно обсуждаются версии о столкновении нашей планеты с огромным метеоритом, о взрыве солнца, экологической катастрофе и т.д. Или не погибнет никогда?
 

Подробнее...
 
ЭСХАТОЛОГИЯ
богословское учение о конечной судьбе
мира и человека
Rambler's Top100 Энциклопедия АЗБУКА ВЕРЫ
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.