Апокалипсис
О КОНЦЕ СВЕТА
 
ГЛАВНАЯ arrow Вопрос об ИНН, за и против arrow Степанов Андрей. Анализ вопросов, связанных с ИНН
Степанов Андрей. Анализ вопросов, связанных с ИНН

Степанов Андрей. Анализ вопросов, связанных с ИННСвятитель Игнатий (Брянчанинов) так пишет о последних временах: «Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях; оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув развитие христианское для духа, для вечности, для Бога. Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия и утверждения: тогда внезапу нападет па них всегубителъство (1 Сол. 5, 3); тогда внезапно наступит кончина мира, которой он, в омрачении своем, в упоении земным преуспеянием, никак не будет ожидать. По причине слепоты мира день Господень, якоже тать в нощи, тако приидет (1 Сол. 5, 2). Указывая на эту слепоту, Господь назвал время пришествия Своего ночью (Лк. 17, 34)1.

И вот, дорогие братия и сестры, не в эти ли времена мы живем? Многое говорит нам о том, что именно так оно и есть. И потому нам надо быть очень осторожными, дабы не прельстил нас враг нашего спасения, который, по слову Св. Писания, прельстит и избранных.

Введение

Многое сейчас делается не ради Господа, а ради материального преуспеяния и покоя. Введение ИНН также направлено только лишь на «вещественное развитие для времени и земли». Это то, что относится к делам мира сего, грешного и прелюбодейного, коим правит князь тьмы. Мы же с вами живем в этом мире и должны уметь ориентироваться в происходящих в нем процессах, в то же время всею своею жизнью устремляясь к Господу. Так что же такое – ИНН? Печать антихриста? Прообраз этой печати? Или только номер, навязываемый нам языческой на данный момент властью? Грех ли иметь ИНН?

 

Ответы на эти вопросы мы слышим самые разные. Чему или кому мы должны верить? Враг нашего спасения пытается загнать наше сознание в сети противоречий, чтобы ввергнуть потом наши души в вечную смерть. Немалое число православных христиан пребывает сейчас в смятенном душевном состоянии.

Где же мы должны искать истину? Ответ очевиден. В Св. Соборной и Апостольской Церкви.

 

1. Вопрос о послушании

 

В процессе полемики вокруг ИНН зачастую можно услышать высказывания, противоречащие учению Церкви Христовой. В частности, это касается высказываний о послушании. Есть такое мнение, что в соответствии со словами «послушание выше поста и молитвы», мы должны во всех случаях быть послушны церковной иерархии. То есть, мы должны быть послушны ей и тогда, когда нас принуждают к ереси. Но это мнение не верно, оно свойственно не духу Православной Церкви, а духу папизма. У нас же в Святой Соборной и Апостольской Церкви не так. Мы знаем о том, что всякий человек носит в себе грех, а безгрешен только Бог. Мы знаем о том, что даже мудрые заблуждались и впадали в ересь. Мы знаем о том, что даже первоиерархи церкви оказывались еретиками. Мы можем видеть это на примере католической церкви, ведь и она когда-то принадлежала к Св. Соборной и Апостольской Церкви. Ведь и она когда-то была живою ветвью единого древа – Церкви Христовой. Более того, первоиерархи Римской церкви достигали степени святости! К примеру, святый отец наш Лев, папа Римский, память которого 18 февраля (ст. ст.). Но вот, настало время, когда иерархи Римской церкви впали в ересь. Конечно, это случилось не моментально, а процесс этот начался задолго до 1054-го года, когда «кардинал Гумберт положил на престол святой Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью»2. В те времена каждый, кто последовал за папой, кто проявил таким образом послушание своей церковной иерархии, - тот отпал от Св. Соборной и Апостольской Церкви. Таким образом, слепое послушание церковной иерархии не всегда спасительно. И мы это должны помнить, чтобы не уподобиться папистам, и, как они, не устремиться к погибели.

 

Мы должны знать и помнить о том, что согласно правилам Православной Церкви, когда кто-либо из епископов, митрополитов или патриархов начнет всенародно проповедовать какое-либо еретическое учение, противное православию и уже осужденное св. отцами или соборами, тогда прочие священно- и церковно-служители вправе и даже обязаны тотчас отделиться от такого епископа, митрополита или патриарха. В 15-ом правиле святого IX-го поместного собора константинопольского (861 г.) в частности сказано: «отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранить церковь от расколов и разделений» (курсив А.С.). Здесь важно обратить внимание на то, что проповедуемая таким лжеепископом ересь должна быть уже рассмотренной в прошлом и осужденной святыми отцами. В противном случае епископ не может быть обвинен в преднамеренном неправославии и никто не имеет права от него отделяться и производить раскол, в случае же ослушания раскольники подлежат наказанию в соответствии с 31 Ап. Правилом (…пресвитер… и прочие из клира да будут извержены,…<а> миряне да будут отлучены…).

Не только церковная иерархия обязана блюсти чистоту Православия, но и каждый верный член Церкви Христовой. Не только иерархи должны уметь распознавать ересь и гнушаться ее, но и все мы.

 

Относительно же настоящей ситуации, связанной с ИНН, следует сказать следующее:

1.      Вопрос об ИНН не является догматическим. Получение ИНН или отказ от получения оного не был осужден святыми отцами по вполне понятной причине – ИНН появился недавно. То есть, в данном случае, по причине отсутствия осужденной ранее св. отцами ереси, то есть, ереси явной для каждого верного православного христианина, непослушание иерархии есть дело недопустимое и явно греховное. «Что такое Святая Церковь?, - обращается к нам Свт. Феофан Затворник, - Это – общество верующих, соединенных между собою единством исповедания богооткровенных истин, единством освящения богоучрежденными таинствами и единством управления и руководства богодарованным пастырством. Единство исповедания, освящения и управления составляет устав этого общества, который всяким вступающим в него должен быть исполняем неотложно»3.

2.      Вопрос об ИНН был решен соборно на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. То есть, мнение о том, что получение ИНН не является грехом, не есть частное мнение Патриарха или кого-то из иерархов. Это есть принятое соборно суждение о нем Русской Православной Церкви. Следовательно всякий, учащий иначе, выступает против соборного голоса Русской Православной Церкви, противопоставляет себя ей.

3.      Данное соборное решение не вызвало осуждения со стороны других Православных Церквей, входящих во Св. Соборную и Апостольскую Церковь, что говорит о его общецерковном признании. В настоящее время кроме Русской в состав Православной Церкви входят следующие поместные Церкви: Константинопольская (с большим количеством приходов в Европе, Северной и Южной Америке и патриаршей кафедрой в Истанбуле (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (со столицей в Дамаске, Сирия), Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Автономными церквами являются Украинская, Синайская, Финляндская и Японская. После Первой и Второй мировых войн образовалось большое количество православных греческих и русских приходов (Русской Зарубежной Церкви) почти во всех частях света. Общее количество православных христиан во всем мире — около 130 миллионов. То, что решение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви не вызвало осуждения со стороны этих Церквей, является подтверждением тому, что это решение является правильным. Тот, кто мыслит иначе, осуждает уже не только Русскую Православную Церковь, но и всю Православную Церковь вообще. Ибо непременным атрибутом Церкви является свидетельствование истины и изобличение лжи и ересей. Причем ересь изобличается и осуждается соборно.

 

Бывает так, что одно неправильное мнение порождает другое, диаметрально противоположное ему, но тоже ложное. К примеру, впадают в ересь те, которые утверждают, что Христос есть только Бог, и, таким образом, не допускают вочеловечения. Но впадают в ересь и те, которые утверждают, что Христос есть только совершенный человек. Мы же исповедуем, что «один и тот же (Христос) состоит из двух естеств — Божества и человечества, и в двух естествах, и что Он есть и именуется и совершенным Богом, и совершенным человеком»4.

И в отношении послушания не надо допускать крайностей, не надо уподобляться папистам или протестантам. Мы должны хранить веру Православную, а для этого постоянно поучаться в чтении Св. Писания и св. отцов. И если мы будем прилежно исполнять это, смиренно моля Господа о вразумлении, то тогда любому неправомыслию будет очень трудно свить гнездо в нашем сердце.

 

2. Лишение имени

 

Два наиболее распространенных аргумента в пользу греховности ИНН, кроме наличия в нем трех шестерок, это:

1.      Получение ИНН – первый шаг ко вступлению в систему «Нового мирового порядка», которая по своей сути носит антихристианский характер;

2.      Получение ИНН равнозначно отречению от своего личного имени.

Из этих двух аргументов наиболее веским является второй, где говорится об отречении от имени. Несостоятельность первого аргумента очень легко обнаружить при его последовательном рассмотрении. Поэтому мы рассмотрим его после, пока же сосредоточим свое внимание на том вопросе, не лишает ли получение ИНН христианского имени.

Утверждение о том, что ИНН лишает нас имени, ничем не подкрепленное, то есть голое, нельзя без проверки принимать на веру. Почему утверждают, что ИНН лишает имени? Потому, что в системе компьютерного учета вместо имени человека, получившего ИНН, используется его номер. То есть, утверждают, что человеку нарекают новое имя, имя электронное, и он оказывается без христианского имени. Вместо имени человека государство будет использовать его номер, следовательно, имени человек лишается. Такова аргументация тех, кто учит о греховности получения ИНН. Но верна ли она?

Очень важно иметь понятие о том, что номер по своему определению не есть имя. Но может ли имя быть заменено тем, что именем не является? Номер – это числительная характеристика, которая в то же время является идентификатором. Для присвоения номера требуется несколько объектов, причем у каждого из них номер будет отличным от других. Имя же, тоже являясь идентификатором, не бывает, как правило, абсолютно индивидуальным. Может быть два или тысяча одинаковых имен. Это одно из отличий номера от имени.

Еще очень важно понимать то, что основным свойством номера является то, что он может использоваться наряду с именем. То есть один объект может иметь как имя, так и номер. Причем наличие номера не лишает имени, а наличие имени не лишает номера. Имя и номер как бы лежат в разных плоскостях. Пример тому – Вселенские соборы. Всего их было семь и каждый из них пронумерован: первый Вселенский собор, второй Вселенский собор и т.д. В то же время первый Вселенский собор носит наименование Никейского, второй Вселенский собор носит наименование Константинопольского. Как мы видим, нумерация Вселенских соборов не лишила их тех наименований, которые они имеют. Зачем были пронумерованы Вселенские соборы? Во-первых, затем, чтобы легче было сопоставлять их во времени. Во-вторых, потому что первый и седьмой собор носят одинаковое имя, имя Никейского собора. Точно также и людям присваивают номера в частности потому, что одно имя носит множество людей. Этот пример со Святыми соборами очень важен, потому что он взят не из мирской жизни, а из жизни Церкви.

 

Он важен нам потому, что наглядно показывает, что:

1.      Нумерация сама по себе не отнимает имени;

2.      Нумерация сама по себе не является чем-то порочным, ибо, как мы видим, и св. отцы прибегали к ней по отношению ни к чему-то неважному, а к Св. Вселенским Соборам!

Рассмотрим другие примеры. Иногда, когда люди стоят в очереди, им присваивают номера. Номера присваивают в тюрьмах, многие новомученики имели такие номера, теперь они причислены к лику святых.

 

В каждой книге страницы пронумерованы, но от этого слова не теряют своего смысла. В каждой библиотеке пронумерованы книги, но от этого они не лишились своих имен. В Библии не только страницы пронумерованы, но даже и стихи каждой пронумерованной в свою очередь главы. Пронумерованы месяцы в году. Мы можем написать 20.02.2003. Это будет означать 20-ое февраля. Имя месяца, от того, что его пронумеровали и очень часто заменяют номером, не утратилось.

Пронумерованы не только Вселенские и другие соборы, но и каждое утвержденное ими правило. Пронумерованы изречения св. отцов. Пронумерованы тома книг, каждая из которых имеет свое имя. Для удобства пронумерованы года, месяцы, дни, часы, минуты и секунды. И в этом нет ничего дурного, мы все пользуемся часами, чтобы ориентироваться во времени.

Пронумерованы цари и даже патриархи: Николай I, Николай II, Алексий I, Алексий II. То есть сама по себе нумерация не есть грех и она не лишает имени.

Еще один очень важный пример. Многие из нас идентифицируют себя не именем, а фамилией. Фамилия же есть атрибут совершенно мирской. Многие из нас имеют автограф, в состав которого входит в некоторых случаях только одна фамилия. То есть, есть люди, которые расписываются не именем, а фамилией. Лишаются ли они при этом своего имени? Если принятие ИНН лишает имени, то использование в качестве автографа фамилии лишает еще с большей определенностью. Автограф мы используем чаще, чем ИНН. Так почему же тогда никто ранее не обращал на это внимания? Почему никто не говорил, что иметь в составе автографа одну фамилию без имени есть отречение от имени?

Теперь для уяснения проблемы рассмотрим следующую ситуацию.

 

Рождается на свет человек. И этому человеку присваивают номер. А имени не дают. То есть вообще никакого имени, а только номер. К примеру, 25.654.154-ый. Его не зовут «Андрей» или «Николай», а зовут «25.654.154-ый». Этот человек может получить имя, к примеру, при крещении. И вот только такого человека мы можем считать лишенным имени. ИНН же не лишает человека его имени уже потому, что ИНН используется только при общении с государством, причем, на данный момент, только в некоторых частных случаях. В гораздо больших случаях человек пользуется своим именем. А если человек, имеющий ИНН, все-таки пользуется своим именем, то, значит, это имя у него есть. Потому что нельзя пользоваться тем, чего нет. Если лишить человека рук, то он уже никогда не сможет ими пользоваться. Если бы ИНН лишал человека имени, то человек уже никогда не мог бы пользоваться им. Те же, кто получили ИНН, все же пользуются своим именем, что говорит о том, что имени своего они не лишились.

 

Таким образом, мы с вами ясно видим, что утверждение о том, что ИНН якобы лишает человека его имени, является не соответствующим действительности. Уже само то, что люди так легко соглашаются с этим утверждением, весьма удивительно. Наверное, это происходит потому, что данное утверждение задействуется вкупе с другими утверждениями, которые придают ему вид правдоподобности. Эта ситуация аналогична той, что сложилась в научном мире в связи с эволюционной теорией. В качестве доказательства происхождения человека от обезьяны нам предлагают останки т.н. промежуточных звеньев, которые все вместе могут легко уместиться в ящик размером с гроб. Потом эволюционисты придумали, что земле много-много миллионов лет и подтвердили это с помощью углеродного анализа, которому поверили потому, что он подтверждал их гипотезу. И теперь на утверждение о многомиллионной истории земли они опираются как на факт. И точно также апологеты греховности <получения> ИНН поверили в то, что ИНН лишает имени, потому что вера в это соответствует их гипотезе о том, что получение ИНН есть грех. Вера в то, что получение ИНН есть грех, подталкивает их к осуждению нашего церковного священноначалия. Какова же цена этого осуждения? Этой ценой может явиться лишение спасения, лишение вечной жизни.

 

Да, многие из наших иерархов отнюдь не святые. Кто-то из них, может быть, совершил много ошибок. Кто-то может оказаться и еретиком. Но ведь и среди Апостолов оказался предатель. Среди 12-ти верных один оказался сыном погибели.

И вот еще что. Заслуживаем ли мы того, чтобы нами управляли святые и во всех отношениях безупречные иерархи? Сами пребывая во грехе, имеем ли мы такое право? Если вы почитаете материалы, собранные игуменом Дамаскиным (Орловским), то найдете много поразительных сведений о том, как легко во времена гонений предавала паства своих пастырей.

 

3. Вхождение в систему зла

 

Теперь настало время рассмотреть еще один аргумент тех, кто утверждает, что получение ИНН есть грех. Они учат о том, что получая ИНН, человек входит в систему зла. Конечно, можно не подумав согласиться с этим утверждением. Но это будет предательством по отношению к истине. Поэтому попробуем более тщательно рассмотреть этот вопрос.

Апологеты греховности <получения> ИНН говорят: «Первым шагом признания идеологии «Нового мирового порядка» является добровольное вступление в создаваемую мировую систему компьютерного учета через принятие ИНН. Принимая номер, человек входит в систему зла». В этих словах есть сразу несколько крупных неточностей, которые искажают истину. Или, что будет еще более верно, которые пытаются ложь выдать за истину. Рассмотрим их:

 

1.      Наличие гражданства в богоборческом государстве не означает согласия с его доктриной

2.      Получая ИНН, человек регистрируется в собственном государстве, т.е. России, а не в антихристианской империи во главе с «Мировым Правительством».

 

Рассмотрим более подробно 1-ый пункт. Каждый из нас либо имел, либо пока еще имеет паспорт советского образца. Такие паспорта имели и те из русских людей, кто принял мученическую смерть за Христа в годы гонений. Такие паспорта имели люди, причисленные ныне к лику святых… В этих паспортах мы ставили свою подпись, что означало наше согласие с тем, что мы являемся гражданами Советского Союза. На этих паспортах присутствует коммунистическая символика: серп и молот, пятиконечная звезда, т.е. пентограмма. Теперь рассуждаем далее. Нам известно, что:

 

1.      Пентограмма есть символ, широко используемый в оккультизме. Т.е. пятиконечная звезда по своей сути относится к оккультной символике. Она символизирует иудейского Машиаха, т.е. Антихриста (!).

2.      По словам коммунистов, пятиконечная звезда есть символ мировой, интернациональной революции. Цель мировой революции – повсеместное установление атеистического богоборческого коммунистического порядка.

 

Выдающийся русский философ Иван Ильин, высланный в 1922 г. из России, писал где-то в начале 1940-х годов в своем труде «Коммунизм и мировой порядок»: «Коммунисты не делают секрета из своего плана. Исследователь может ознакомиться с огромным количеством книг на всех языках; среди них стенографические отчеты заседаний III Интернационала и его Исполнительного Комитета, съездов коммунистической партии, красных профсоюзов, коммунистического союза молодежи и т. д. Из года в год этот план обсуждается, улучшается, расширяется и снабжается инструкциями. Подробно описываются и формулируются цели, пути, смысл и средства.

Захват мира задуман как большевистское разложение, а затем как коммунистическая организация. Путь ведет через новую мировую войну и возникающее из нее всеобщее брожение к целой череде гражданских войн и коммунистических революций. Всеобщий лозунг гласит: надо повсеместно разоружать буржуазию, коммунизму надо повсюду браться за оружие.<…> На это вот уже более 22 лет направлена вся пропаганда коммунистов. Имеются особые директивы по соответствующей обработке масс в целом, рабочих, женщин, детей, молодежи, среднего сословия, крестьянства и интеллигенции; особые инструкции по большевистской пропаганде в колониях, в армиях, по нелегальной работе (разработанные до мельчайших деталей!), по подготовке вооруженного восстания и гражданской войны.

Эта пропагандистская и заговорщическая работа проводится довольно умело и финансируется III Интернационалом (который сам получает средства из бюджета советского государства). Повсюду, где происходят брожения и мятежи, можно и должно с уверенностью предположить руку III Интернационала. Взрыв в Софийском храме (1925 г., Болгария) следует отнести к тому же источнику, что и сегодняшние ирландские бомбы в Англии; коммунистическая пропаганда действует в Швеции теми же методами, что и в Соединенных Штатах; колониальные революции в Британской Индии, на Яве, на Кубе, в Латинской Америке задуманы как элементы единого плана. Их цель одна — всемирное разложение, мировая гражданская война и захват мира. А далее — уничтожение частного капитала, введение государственного капитала, монополии коммунистической партии и монополии работодателя, удушение всех религий и особенно христианства, всеобщее отчуждение собственности, пролетаризация и социализация.

Так выглядит в целом план завоевания мира коммунистами. Этот план известен любой политической полиции и, следовательно, всем правительствам в мире. Его не надо «аргументировать» или «доказывать». Он уже налицо, по нему организуются и работают вот уже в течение 22 лет»5.

 

3.      Во главе Советского Союза долгие годы стояла богоборческая власть, которая не скрывала своих целей. Вспомним попранные святыни и многочисленные лагеря, вспомним братские могилы, в которых покоятся мощи исповедников веры Православной. Коммунистические власти нашей страны стремились к полному уничтожению Русской Православной Церкви. В период только с 1929 по 1933 год было арестовано около 40.000 церковно-священнослужителей. В 1937 году было арестовано, по данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, 136.900 православных священнослужителей, из них расстреляно – 85.300, с 1938 по 1941 год было арестовано 38.900 священнослужителей, из них расстреляно 25.4006

«В 1929 году по распоряжению комиссариата образования во всех школах стала обязательной пропаганда антирелигиозных ячеек. Воспитание детей было целиком переведено на антирелигиозные рельсы , причем подчеркивалось, что антирелигиозность должна привнести в жизнь «пафос злобы». Начиная с 15 октября 1929 года, московский «радиоуниверситет» обязали начать по радио пропаганду 68 антирелигиозных докладов. Профсоюз представителей искусства призывал своих членов принять участие в антирелигиозных митингах. Был созван съезд «школьных учителей-безбожников». После съезда «красных пионеров» каждый ребенок должен был поднять в своей детской ячейке вопрос о безбожии и призвать каждого к решительному ответу. Каждый профсоюз должен был разработать свой собственный план антирелигиозной борьбы, которую ему следовало вести; каждое предприятие, каждая мастерская подлежали охвату и соответствующей обработке и т. д.»7.

 

Теперь зададим себе такой вопрос: означало ли получение советского паспорта с ярко выраженной антихристианской символикой согласие с коммунистической богоборческой идеологией? И означало ли гражданство в таком государстве согласие с господствовавшей в нем антихристианской идеологией? Ведь мировая революция является ничем иным, как подготовкой престола для антихриста. А пентаграмма в паспорте есть символ этой революции. Итак, какой ответ можем дать мы на этот вопрос? Ведь мы знаем, что многие подвижники благочестия являлись гражданами СССР и имели паспорта. Каждый священник в СССР имел паспорт. И если получение гражданства в антихристианской системе, как утверждают апологеты греховности <получения>  ИНН, означает принятие антихристианской идеологии, то есть отречение от Христа, то почему мы покланяемся тем русским святым, которые имели паспорта? Либо правы апологеты греховности <получения>  ИНН, и тогда тех святых нельзя было канонизировать, либо противники ИНН не правы, а глубоко заблуждаются. Ответ на этот вопрос однозначен: гражданство в богоборческом государстве не есть согласие с его идеологией. И вот тому доказательство: многие из христиан первых веков являлись гражданами языческой Римской Империи. А что такое империя, как не государственная система, стремящаяся к глобализму! А ведь Римская Империя была тогда еще и языческой.

Таким образом, утверждение о том, что получая ИНН человек входит в систему зла и принимает антихристову веру, является ложным.

 

Теперь, для полноты картины, рассмотрим еще несколько рассуждений. Тот мир, в котором мы живем, лежит во грехе. Он – грешный и прелюбодейный. Правит им князь мира сего. Это есть глобальная и уже давным-давно существующая система зла. Не стоит обольщать самих себя, - все мы живем в этом грешном мире, где царствует грех, и даже зовемся мирянами… Но согласны ли мы с идеологией князя мира сего? Если грешим, то, значит, согласны. Враг нашего спасения – первый во вселенной революционер, первый противник установленной Богом Небесной и Церковной иерархии. И он всегда воюет против нее, увлекая умы в хаос и безначалие. Воюет он и сейчас против Церкви Православной.

 

Да, мы живем в грешном и прелюбодейном мире. Но мы знаем, что даже не покидая его телесно, не уходя в леса и пустыни, можно стяжать Дух Святый. Примеры тому: св. праведный о. Иоанн Кронштадтский, который не был монахом, и св. преподобный Серафим Вырицкий, который стал монахом уже в позднем возрасте. Можно живя в миру быть с Богом, а не с врагом нашего спасения. А для этого надо поклоняться Богу в духе и истине, отдать Ему свое сердце.

 

Нам надо помнить о том, что пути Господни неисповедимы, что историческими событиями движет не какой-то там «слепой рок» или некая логическая необходимость. Нет, историей движет промысел Божий. Да, мир сейчас устремляется к глобализации, алчущие власти стремятся к установлению «Нового Мирового Порядка», строится престол для антихриста. Введение ИНН может стать одним из мероприятий этого строительства, так как внедрение средств компьютерного учета и контроля облегчает процесс глобализации. Но попустит ли это Господь? Святитель Феофан Затворник пишет по этому поводу: «логика событий, если бы судить о ней по самым событиям, нередко прерывается на полдороге и не доходит до своего заключения. Например, израильтяне перед Чермным морем, по логике событий, непременно должны были бы погибнуть, а между тем вышло так, что они очутились целыми на другом берегу, гонители же их остались в море. Сто восемьдесят тысяч иноплеменников облегают Иерусалим; надлежало бы погибать ему, но встают утром и видят врагов побитыми, а Иерусалим вне всякой опасности. Ирод распоряжается, избив младенцев вифлеемских, убить вместе с ними и родившегося Спасителя, но Божественный Младенец несколькими часами раньше стал вне угрожавшей Ему опасности, и расчет Ирода не оправдался. Вот вам и логика событий! »8

 

Нам же надо, если мы хотим действенно противостоять процессу глобализации, более всего блюсти мир между собою и послушание церковному священноначалию. При этом мы должны стараться не тратить попусту своих душевных сил, порождая друг в друге и в самих себе страх и панику. Да, мы живем в последние времена. Да, антихрист, быть может, уже народился в этот грешный мир. Но мы должны более уповать на Бога, чем на свои силы, и в молитве искать оружия для борьбы со злом. Если мы должным образом поведем себя сейчас, если мы с мудростью преодолеем то великое искушение, что попустил нам Господь за грехи наши, то это будет лучшим залогом как нашего личного спасения, так и спасения нашего Отечества.

По слову митрополита Иоанна, «промысел Всеблагого Бога, попирая "чин естества", сокрушая неизбежность земных закономерностей и расчеты многоопытных губителей, хранит Русь на краю пропасти, милосердствуя о нашей слепоте и немощи, давая - в который раз! - время одуматься, раскаяться, перемениться.

И что же? Пользуемся ли мы этим щедрым, незаслуженным даром? Увы, мы ищем оправданий, усматривая причины произошедшего где угодно: в неблагоприятных исторических условиях, в предательстве вождей, в недостатках ближних, во внешнем влиянии - но только не в самих себе! Полно глумиться над истиной - Бог поругаем не бывает! Мы сами, со своими пороками и страстями: властолюбием и тщеславием, завистью и лицемерием, высокоумием, превозношением и маловерием - причина всех бед!»9.


 

4. Есть ли в ИНН «число зверя»?

 

Еще одним важным вопросом является вопрос о наличии в ИНН трех шестерок.

Попробуем разобраться в этом вопросе. Итак, что такое ИНН? ИНН – это последовательность из нескольких арабских цифр, к примеру, ИНН православного обозрения «Радонеж» 7728075928. Здесь мы не видим вообще ни одной шестерки. То есть ИНН, как мы видим, сам по себе «числа зверя» не содержит.

Однако, как утверждают апологеты греховности <получения> ИНН, «он в своем штрих-кодовом выражении содержит «число зверя», потому что штрих-код обязательно должен стоять на документах, подлежащих автоматической обработке». Такое утверждение неверно. Нельзя утверждать, что ИНН в своем штрих-кодовом выражении содержит число зверя. В данном случае правильным будет следующее выражение: «штрих-код может содержать в себе одновременно «число зверя» и ИНН». То есть, штрих-код может включать в себя ИНН и может включать в себя три шестерки, а не ИНН включает в себя три шестерки. Кроме того, штрих-код может содержать в себе наряду с предполагаемыми тремя шестерками не ИНН, а число нашего имени. И если верно утверждение о том, что ИНН в своем штрих-кодовом выражении содержит в себе три шестерки, то тогда верно и то, что наше имя в своем штрих-кодовом выражении содержит в себе «число зверя».

 

Обязательная запись ИНН в виде штрих-кода не является действительностью, а является предположением, является чем-то вроде прогноза на будущее, который может и не сбыться.

В Информационном сообщении Общественного Движения «За право жить без ИНН» (№5, 28 февраля 2001 г.), которое содержит оценку выводов  Синодальной Богословской Комиссии, в частности говорится о связи ИНН со стандартом штрихового кодирования EAN-13/UPC: «имеются все основания считать, что именно данный стандарт, описывающий штрих-кодирование 12-разрядных чисел, будет применен в технологии автоматизированного учета 12-разрядных ИНН»10. Т.е., он еще не применен, но только будет применен. А если это так, то, следовательно, на данный момент утверждение  о неотделимости ИНН от «числа зверя» не соответствует истине.

 

В открытом обращении Краснодарского регионального Движения в защиту прав православных (г. Армавир) в связи с присвоением гражданам России ИНН сказано следующее: «У скептиков может возникнуть вопрос: «При чем здесь число зверя? ИНН это же не 666, а совершенно другое число, да к тому же не трехзначное, а двенадцати-значное число?» Да, так оно и есть, если рассматривать ИНН в том виде, в каком оно применяется сейчас. Но если рассмотреть ситуацию в той перспективе, в какой такая система контроля разворачивается на Западе и по всему миру, то перед глазами встает именно апокалиптическая картина»<конец цитаты>11. Итак, мы видим, что связь ИНН с «числом зверя» основывается на прогнозе, который может и не сбыться, который может оказаться неверным. Апологеты греховности <получения> ИНН сами признают, что «ИНН в том виде, в каком оно применяется сейчас»,  «числа зверя» в себе не содержит.

На данный момент ИНН не записывается обязательно и только с помощью штрих-кода. Современные электронные системы вполне могут считывать и распознавать не только штрих-код, но и обыкновенные, записанные даже от руки, арабские цифры. Только для этого они должны быть записаны по определенным правилам, примерно так, как записывается индекс почтового отделения на конверте для письма.

 

Сам штрих-код также бывает разным, есть системы штрихового кодирования и без наличия предполагаемых трех шестерок.

Далее. Можем ли мы нести ответственность за то, что наше имя или ИНН могут записываться вместе с «числом зверя»? Нет, мы такой ответственности не несем, ибо мы никого не просим, чтобы так поступали с нашим именем или ИНН. Получая ИНН, человек не подписывает соглашения о том, что к ИНН будут приписывать три шестерки. И, более того, человека никто не извещает, что его ИНН будет записываться с помощью штрих-кода.

 

То есть, мы можем сделать следующие выводы:

1.      ИНН в себе «числа зверя» не содержит

2.      Если кто-то будет приписывать к ИНН три шестерки, то владелец ИНН ответственности за это не несет.

Следует отметить то, что для определения наличия в штрих-коде трех шестерок и выявления связи ИНН с системой штрихового кодирования обращаются, как правило, к различным научным экспертизам, к мнению ученых. Вот наиболее известные исследования: экспертиза кандидата технических наук Ипатова А., исследование к.т.н. Ахрамеева В. и к.т.н. Башкирова И, исследование профессиональных программистов о. Луки и о. Продрома (обитель преп. Григория, Афон). Но этот подход в корне является неверным, ибо наука для христианина ни в коем случае не может быть критерием истинности в вопросах веры и спасения. Наука является плодом извращенного падением человеческого разума. Христианин должен решать все вопросы, связанные со своим спасением, теми путями, что предлагает ему Св. Церковь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о науке:

«Науки человеческие, будучи плодом падения, удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и Самого Бога ненужными, хуля, отвергая, уничижая Святаго Духа, соделались сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения. Свет человеков соединился со светом демонов и образовал человеческую ученость (премудрость), враждебную Богу, растлевающую человека диаволоподобною гордынею (1 Кор. 3, 17, 18). Объятый недугом учености, мудрец мира сего подчиняет все своему разуму и служит сам для себя кумиром, осуществляя собою предложение сатаны: будете яко 6ози, ведяще доброе и лукавое. Ученость, предоставленная самой себе, есть самообольщение, есть бесовский обман, есть знание, преисполненное лжи и поставляющее в ложное отношение ученого и к себе, и ко всему. Ученость есть мерзость и безумие пред Богом; она - беснование. Слепоту свою она провозглашает удовлетворительнейшим ведением и видением, и таким образом соделывает слепоту неисцельною, а хранимое ею падение неотъемлемым достоянием злосчастного книжника и фарисея (Ин. 9, 41). <…> . По водворении веры христианской в мире ученость родила безчисленные ереси и ими старалась ниспровергнуть Святую Веру. Величайшее злодеяние — убийство Богочеловека — совершено учеными во имя мудрости их и во имя закона их (Ин. 11, 49-50). В наше время ученость возвращает язычников, принявших христианство, к язычеству и, отвергая христианство, вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего обольщения человечества»12.

 

Когда мы обращаемся к науке в вопросах веры, вот тогда мы действительно близки к отречению от Христа. Обращаться к ученым в таких вопросах, это все равно что идти к гадалке или к астрологу. А многие, утверждающие что получение ИНН есть грех, почему-то не понимают этого. Спрашивается, почему?

 

В качестве заключения к рассмотрению связи ИНН с «числом зверя» рассмотрим очень показательный для нас пример. Многие пытались разгадать, какое имя скрыто под числом 666. Об этих именах говорится в частности в труде местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Стефана Яворского (†1722) под названием «Знамения пришествия антихристова». К примеру, число имени “ЛБФЕЙНПУ” – это 666.

Л→30, Б→1, Ф→300, Е→5, Й→10, Н→50, П→70, У→200

30+1+300+5+10+50+70+200=666

 

 Другие подобные слова, сумма числовых значений букв которых составляет 666: TEITAN (солнце), ЛБМСЕФЙУ (пресветлый), ПНЙКЗФЗУ (победитель), КБКПУ ПДЗГПУ (злой вождь), МБПМЕФЙУ (Магомет), БЛЗЦЗУ ВЛБВЕСПУ (истинно вредящий), БМНПУ БДЙКПУ (агнец неправедный), БНФЕМПУ (противник), ВЕНЕДЙКФПУ (благословенный).

На папской митре начертаны слова «VICARIUS FILI DEI», что в переводе с латинского означает «НАМЕСТНИК СЫНА БОЖИЯ». В сумме числовых значений букв этих трех слов также усматривают число 666:

V(5)I(1)C(100)A(0)R(0)I(1)U(5)S(0) →112

F(0)I(1)L(50)I(1) →53

D(500)E(0)I(1) →501

112+53+501=666

Сумма числовых значений букв словосочетания «Царь Израильский» в еврейском написании также равняется 666-ти.

Мы можем сказать, что имя «Солнце» неотделимо от числа 666, точно так же как имя «победитель» и проч. Но справедливо ли утверждение о том, что всякий, носящий имя «победителя» или «благословенного», входит в связь с «числом зверя»? О Господе Боге говорится в одном из псалмов: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс.83:12). Еще одно из имен Господа – «Солнце правды» (Мал.4:2).

 

Таким образом, мы видим, что различные мудрствования, связанные с поисками разгадки «числа зверя», могут привести даже к ереси или кощунству. Наличие «числа зверя» в имени «солнце» более явно, чем связь ИНН с числом 666. Надо только знать греческий и знать, какой греческой букве какое число соответствует. Точно также для выявления связи ИНН с «числом зверя» требуется знать машинный язык штрихового кодирования, обладать познаниями в области информационных систем, системы налогооблажения. Все эти знания не спасительны и их наличие не требуется от христианина. Не обладая этими знаниями,  нельзя обнаружить связи ИНН с «числом зверя». Но зато можно поверить тем, кто эту связь усматривает. Но поверить как? Поверить в ущерб послушанию богодарованному нам Церковному священноначалию. Ведь Церковь говорит нам, что такой связи нет. Соборный голос Церкви, в лице Юбилейного Архиерейского Собора говорит нам это! Было проведено исследование этого вопроса Синодальной Богословской комиссией с участием архиереев, представляющих Православные Церкви четырех стран: России, Беларуси, Молдовы, Украины, наместников и духовников ставропигиальных монастырей (в частности, принимал участие игумен Андроник (Трубачев)). Вывод комиссии: принятие или непринятие ИНН не является греховным деянием. Уважаемый старец о. Иоанн (Крестьянкин) выступил с посланием, в котором говорилось о том, что получение ИНН не есть грех. И кому же нам после этого верить? Тем, которые вместо достойной похвалы борьбы с глобализацией ведут борьбу с нашим священноначалием, забывая о том, что это является гибелью и без антихристовой печати? Борьба с ИНН и с глобализацией – дело общественных организаций, а не каждого православного христианина. Бросать всех на эту борьбу – это все равно что бросать детей на поле брани. Призывать всех к сугубому самоотречению, к уходу из мира в катакомбы, тогда, когда в этом нет необходимости, не есть ли это признак безсердечности? «Если диаволы внушат тебе начать труд, которого не силен ты подъять, - не слушай их; ибо обычно они наводят сердце человека на такие дела, которых одолеть он не в силах, чтоб потом ввергнуть его в уныние и посмеяться над ним», - говорит блаженный авва Исаия.

 

Когда будет царствовать антихрист, в те страшные времена он будет ставить печати на руку и чело людям. Перед воцарением антихриста и в само царствование его произойдет ряд знамений, которые будут свидетельствовать о том, кто воцарился в мире. «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту» (Откр. 11:3-5). Эти два пророка, по учению св. отцов, Енох и Илия, которые живыми были взяты на небо. Много будет свидетельств, много знамений, открывающих антихристову личину. Но, мало того, Бог для свидетельствования истины, чтобы люди убедились еще более, чтобы не поклонялись антихристу и не принимали печати, пошлет двух великих пророков, дотоле не вкусивших смерти! Св. Андрей Кесарийский говорит по этому поводу: "О, дивная Божественная благодать! Ибо равносильное ране предлагает врачевание. Как лжехристос, обладающий всяким диавольским действом, во всех ложных знамениях и чудесах будет славнейшим из всех волхователей и прелестников, так силою истинных знамений и чудес вооружит Бог сих Святых, чтобы предложением истины и света они отвергли ложь и тьму и обратили обольщенных или словом учительным, или ударами наказующими: бездождием, огнем, изменением стихий и подобным, а самого обольстителя изобличили, ни мало не претерпев сами от него, ни от других даже до окончания своей проповеди" (св. Андрей Кесарийский, гл. 30). Вот как милостив к нам Господь! И вот, если получение ИНН есть грех, если оно приводит к отречению от Господа нашего Иисуса Христа, если  последствия сходны с последствиями получения «начертания зверя», то почему знание об этом можно получить не из священных книг, а из журнала «Сербский крест» , из выступлений Валерия Филимонова, или из посланий иеросхимонаха Рафаила? Разве они причислены к лику святых и их авторитет для нас абсолютен, так что им мы доверяем более, нежели своему законному священноначалию? И если они подобны пророкам Еноху и Илии, то где же чудеса, творимые ими? Или где удары наказующие? Где свидетельство того, что ими глаголет Дух Святый? Где доказательства их правоты, доказательства того, что Господь избрал их как свидетелей истины? Всего этого нет, есть только доводы рассудка. Вспомним, кто впервые пытался вознестись выше положенного ему места. Пытался сам и в непослушание увлек других. И вспомним, к чему это привело: он, враг нашего спасения, лишился и того, что имел. Так давайте постараемся не уподобляться тому, кто ненавидит все доброе. А приложим наши усилия к тому, чтобы быть ближе к Господу нашему Иисусу Христу.

 

В 1992 году среди протестантов распространялись книги о новом мировом порядке. Название одной из таких книг, тираж которой составил миллионы экземпляров, «Великая Борьба. Сбываются ли древние пророчества?». Эта же книга вышла в сокращенном варианте под названием «Что кроется за новым мировым порядком?»13. «Древние пророчества предсказывают новый мировой порядок, - говорится в этой книге, - возможно, это время уже наступило». В этой книге присутствуют попытки толкования Откровения Иоанна Богослова, в которых папа объявляется самим антихристом. Папа, говорят протестанты, носит имя зверя, число которого 666. «Можно ли найти другое имя на греческом, иврите и латинском языках, которое обозначало бы то же самое число?»14, - говорят они. Начертанием зверя, знаком духовного авторитета католической церкви они называют празднование воскресного дня, а не субботы. При этом они подкрепляют это свое утверждение многочисленными цитатами из Ветхого Завета и в конце концов утверждают: «святостью воскресного дня сатана будет обманывать людей»15. Они утверждают, что тот, кто соблюдает воскресный день, нарушает заповедь, данную Богом в Ветхом Завете, и, следовательно, отрекается от Бога и покланяется антихристу. Истинный же христианин, говорят они, должен быть верен Слову Божию и не принимать «начертания зверя», т.е. соблюдать субботу. Причем соблюдающие субботу, а не воскресенье, говорят они, обязательно подвергнутся гонениям со стороны тех, кто отступил от Христа, приняв «начертание зверя». «Все, кто пренебрегает Словом Божием, - говорится в заключении к книге «Что кроется за новым мировым порядком?», - ради удобств жизни и покоя, чтобы ничем не отличаться от мира, будут готовы принять самую ужасную ересь за религиозную истину»16.  То есть, в протестантском мире еще раньше чем у нас начали говорить о «новом мировом порядке», присовокупляя к этому свои толкования на Откровение Иоанна Богослова. У нас сейчас ИНН называют «начертанием зверя», а у них тогда «начертанием зверя» обозначалось несоблюдение субботы. Как здесь так и там распространялись призывы к неподчинению государственному порядку, причем не следующие этому призыву назывались отступниками, которые утрачивают Божие благословение17. Очень много похожего можно увидеть в этих двух ситуациях, что наталкивает на вопрос: а не пытался ли враг нашего спасения на протестантах смоделировать ту ситуацию, которая возникла ныне у нас? А если пытался, то почему именно на протестантах? Наверное потому, что именно протестантам свойственно самовольное толкование Св. Писания. Мы же не должны следовать по их стопам, памятуя грозные слова Апостола Иоанна Богослова из его Откровения: «свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей» (Откр.22:18). Вот что пишет Феофан Затворник об этом: «Если кто вносит в область Божественной истины свое личное мудрование, тот подвергается клятве, изреченной вообще на несоблюдающих соборные определения»18.

 

Заключение

 

Итак, на данный момент получение ИНН не есть грех. Может ли ситуация измениться?… Быть может, ситуация будет развиваться так: сначала ИНН, потом идентификационные электронные карты, потом чипы под кожу… А потом – еще что похуже. Но зачем гадать о будущем? Живя же в настоящем, надо стремиться к трезвению и бодрствованию. И то, что на данный момент наше священноначалие разрешает нам получение ИНН, не должно нас расслаблять. Кто знает, что будет завтра? А времена то ныне, братия и сестры, не последние ли?…

И еще, да не помыслит никто из вас, что автор данной работы пытается защищать ИНН. Ни в коем случае. ИНН – это мирское. Если кто-то может его не получать – пусть лучше и не получает. Если кто-то имеет в себе силы противостоять построению «нового мирового порядка» достойными для того средствами – то да поможет ему Господь.

В то же время те, кто учит нас о греховности получения ИНН в настоящем его виде, подталкивают нас к осуждению священноначалия и, в особенности, Патриарха. Ибо если получать ИНН – грех, который приводит к отречению от Христа и вызывает утрату благодати, а Патриарх и священноначалие Русской Православной Церкви всенародно учат, что греха тут никакого нет, то значит, они способствуют тому, что люди идут в погибель. Таким образом проповедники идеи греховности ИНН посягают на Патриарха. И потому для всех нас очень ценны слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна о Русском Патриархе:

«Русский Патриарх (независимо от личных качеств) — это символ национально-религиозного единства России, олицетворение ее духовной мощи, непрерывности ее исторического преемства, ее великого прошлого и не менее великого будущего. Только царь — Помазанник Божий, может сравниться с Патриархом по своей значимости для державного строительства Святой Руси.

Но сегодня у нас нет царя. И патриарший престол остался единственным мистическим центром, объединяющим вокруг себя Россию "земную" и "небесную", страждущую и торжествующую. Это ныне — единственная точка опоры для грядущего Русского Воскресения. Убойтесь — каждый, посягающий на нее, будет держать перед Богом ответ как святотатец и кощунник!

Можно сколько угодно ссылаться в свое оправдание на "экуменическую деятельность Московской Патриархии во Всемирном Совете Церквей" (которая на деле давно уже не оказывает никакого влияния на наши внутрицерковные дела), на печально знаменитую "речь перед раввинами" (которая была фактически дезавуирована на ближайшем же архиерейском соборе), на... Да мало ли на что?! Все это ни в коем случае не отменяет главного: всякое посягательство на Патриарха есть сегодня в конце - концов посягательство на Россию, ее духовность, государственность, церковное и народное единство.

<…>

Единство Церкви – залог спасения России! Надо сделать все для того, чтобы уврачевать язвы расколов и управить народ церковный «во всяком благочестии и чистоте», в «житии мирном и непорочном». Но единственный путь к этому – смирить свою гордыню, отказаться от взаимных претензий, предварительных условий, безсмысленных упреков – и, наконец, не на словах, а на деле озаботиться державным строительством Святой Руси. Перед Богом все равны, и со всех нас одинаково спросится за нерадение в этом святом деле, за глупую, порочную, губительную амбициозность, мешающую Русскому Возрождению»19 .

«Пошли нам, Господи, разум истинный, просвети наши очи внутренние благодатию Духа Твоего Святаго. Даруй нам всепобеждающее смирение — что есть не безвольное подчинение злу, но сила сохранять мир и покой осмысленного бытия перед лицом мятежей и волнений суетного мира сего! Не остави нас, да не посрамится Имя Твое пред лицем супротивных Твоих, да возвеселятся верные, болезнующие о множестве зла! Сие и буди, буди! Аминь»20 .

 

  1. Брянчанинов Игнатий, святитель. Собрание сочинений. Т.4. Проповеди – М.: «Благовест», 2001. – с.334.
  2. «Где истинная Церковь? Сведения о ересях и сектах». Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2000 г, с.16
  3. Свт. Феофан Затворник. Созерцание и размышление. Правило веры. – М.: 2000, с. 140, 141.
  4. Св. отец наш Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга III, глава 3.
  5. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 7. – М.: Русская книга, 1998. с. 204-205
  6. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. –Тверь: ООО «Издательский дом «Булат»», 2001, том 3, с.18 и с.23.
  7. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 7. – М.: Русская книга, 1998. с. 263-264
  8. Свт. Феофан Затворник. Созерцание и размышление. Правило веры. – М.: 2000, с. 66, 67.
  9. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Русский узел. - СПб.: Царское дело, 2001, с.58
  10. Информационный бюллетень «За Русь Святую», №2. – СПб., 2001 г., с. 88
  11. Информационный бюллетень «За Русь Святую», №1. – СПб., 2001 г., с. 29
  12. Брянчанинов Игнатий, святитель. Собрание сочинений. Т.3. Отечник – М.: «Благовест», 2001. – с. 402, 403.
  13. IBE, INC. PO Box 352. Jemison Al 35085. USA.
  14. Josef F. Berg , The Great Apostasy, p. 156-158. ( или в «Что кроется за новым мировым порядком?», с.49)
  15. «Что кроется за новым мировым порядком?», с.56
  16. «Что кроется за новым мировым порядком?», с.79.
  17. Там же, с.57
  18. Свт. Феофан Затворник. Созерцание и размышление. Правило веры. – М.: 2000, с. 51, 52.
  19. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Русский узел. - СПб.: Царское дело, 2001, с.141-142, 145-146.
  20. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Русский узел. - СПб.: Царское дело, 2001, с.51

 

 
ЭСХАТОЛОГИЯ
богословское учение о конечной судьбе
мира и человека
Rambler's Top100 Энциклопедия АЗБУКА ВЕРЫ
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.